Краснодарский край муниципальное образование Староминский район х. Восточный Сосык муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 имени Л.Д.Телицына. Утверждено решением педагогического совета от 30.08 2023 года протокол № 1 Председатель _____Беляев И.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Уровень образования (классы): основное общее образование (9 класс) Количество часов: 102 часа Учитель: Сергеева Светлана Ивановна Программа разработана на основе авторской рабочей программы Коровиной В.Я. «Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы» - Москва: Просвещение, 2016г. На основании ФГОС -2021 в соответствии с ФОП ООО Пояснительная записка Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа: • На основании ФГОС -2021 в соответствии с ФОП ООО Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; • Авторская программа Коровиной В.Я. «Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы» - Москва: Просвещение, 2016 • Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с ЗПР В рабочую программу по литературе для учащихся 9 класса внесены изменения, составленные в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 г. № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно – тематического планирования», требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом: -- распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Литература»; - программы воспитания. - Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 105 часов в 9 классе. В соответствии с учебным планом рабочая программа по литературе на этапе основного общего образования рассчитана в 9 классе на 102 часа. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном само- управлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). 2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. 3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. 6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. 7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. 8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №6 имени Л.Д. Телицына № п/п 1 3 4 5 6 8 9 Всего: Раздел Введение Из древнерусской литературы Из литературы XVIII века Из литературы XIX века Из русской литературы XX века Из зарубежной литературы Повторение. Итоговый контроль. 102 1 3 10 55 28 4 Основные направления воспитательной деятельности 1,2,3,4 1,2,3,4 1,2,3,4,5,6 1,2,3,4,5,6,7 1,2,3,4,5,6,7,8 1,2,3,4,5,6 1 1,2,3,4 Количест во часов Метапредметные результаты обучения Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: - Основам прогонозирования. Ученик получит возможность научиться: - Основам саморегуляции эмоциональных состояний. - Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. - Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - Отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи. Ученик получит возможность научиться: - Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. - В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое); - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач; Ученик получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Предметные результаты обучения Ученик научится: - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Ученик получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Содержание учебного предмета «Литература» в 9 классе Введение Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Из поэзии XIX века Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгаковасатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). Из русской поэзии XX века Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античная лирика Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой) (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Драматическая поэма Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Разделы, темы. Колво часов Характеристика основных видов деятельнос учащихся 1 Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. 1 Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление связей литературных сюжетов и герое историческим процессом. Решение тестов 2 Из древнерусской литературы(2 часа). 1 Выразительное чтение фрагментов древнерусско текста в современном переводе и в оригинале (в т числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров 1 Формулирование вопросов к произведению. Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героя древнерусской литературы Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении. № п\п Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы. 3 Художественные особенности «Слова…». Проблема авторства «Слова…» Составление плана анализа фрагмента произведе древнерусской литературы. Письменный анализ эпизода по плану (в том числ использованием цитирования). Устный или письменный ответ на проблемный вопрос 4 Из русской литературы 18 века 1 Устные рассказы о писателях на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурс Интернета. (10 часов). Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика литературы 18 века. Особенности русского классицизма. 5 М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление». Особенности содержания и формы произведения. 1 Подбор и обобщение дополнительного материала биографии и творчестве писателей. 6 М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…» Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. 1 Выразительное чтение фрагментов произведений литературы XVIII века (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. 7 ВЧ 1 Г.Р.Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». 8 Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного творчества. Традиции и новаторство в лирике Державина. 1 Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге 9 А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. 1 Характеристика героев произведений. Работа со словарём литературоведческих термин Составление плана ответа на проблемный вопро 10 Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. 1 11 Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.»Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. 1 Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирован Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ 12 «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. 1 Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге 13 РР Подготовка к сочинению «Литература 18 века в 1 Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирован Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ 1 Подбор материала о биографии и творчестве поэ использованием справочной литературы и ресурс Интернета. восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений). 14 Из русской литературы 19 века (54 часа). Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. 15 Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. 1 Подбор и обобщение дополнительного материала биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений (в том чис наизусть). 16 В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. 1 Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведен 17 ВЧ 1 Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведен К.Н.Батюшков. Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Развитие представлений о лирическом герое. Е.А.Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…». Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Понятие об элегии как романтическом жанре. 18 А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. 1 Подбор материала о биографии и творчестве поэ использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала биографии и творчестве поэта. 19 А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. 1 Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос (в том ч с использованием цитирования 20 Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». 1 2122 Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. 2 Подбор цитат из текста литературного произведе по заданной теме. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства 23 РР 1 Формулирование вопросов по тексту произведен Определение родовой принадлежности пьесы, выделение характерных признаков драмы. Выявление признаков драматического рода в комедии. Язык комедии Грибоедова. Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения. Жанровая характеристика пьесы: выделение характерных признаков комедии. 24 РР И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к 1 Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирован Написание сочинения на литературном материал использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». 25 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. 1 Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материал биографии А. С. Пушкина 26 Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». 1 Выразительное чтение стихотворений и фрагмен романа в стихах (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров 27 Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта. 1 Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление тематики, проблематики, идейноэмоционального содержания стихотворений и романа в стихах. 28 Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу стихотворения. 1 Подбор цитат из текстов произведений по заданн теме. Составление плана и письменный анализ стихотворений по плану. Характеристика сюжета романа в стихах, его тематики, проблематики, идейно-эмоциональног содержания. 29 Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. 1 Составление плана ответа на проблемный вопрос Устный или письменный ответ на проблемный вопрос (в том числе с использованием цитирован Написание сочинения на литературном материал использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. 30 ВЧ 1 Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. 31 Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. 1 Общая характеристика художественного мира романа в стихах как реалистического произведен Работа со словарём литературоведческих термин Восприятие текста литературно-критической ста Формулирование вопросов по тексту статей. 32 Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. 1 Характеристика героев романа в стихах. Сопоставление персонажей. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героя романа в стихах, сравнительной характеристики героев. 33 Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. 1 Характеристика героев романа в стихах. Сопоставление персонажей. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героя романа в стихах, сравнительной характеристики героев. 34 Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.Анализ двух писем. 1 Подбор цитат из текстов произведений по заданн теме. Составление плана и письменный анализ стихотворений по плану. 35 Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. 1 Различение образов рассказчика и автораповествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. 36 Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. 1 37 РР Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, 1 Показ эволюции взаимоотношений героев на осн анализа писем Татьяны и Онегина. Подбор цитат и конспектирование фрагментов ст В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского о творчест А. С. Пушкина. Подбор материалов и цитат, иллюстрирующих понятия «реализм», «роман в стихах», «трагедия» 2 Письменный ответ на один из проблемных вопро 1. Как отразился в лирике поэта мотив свободы и служения Родине? 2. Каковы особенности изображения любовного чувства в интимной лирике поэта? 3. Как осмысливает Пушкин в лирике жизненное предназначение поэта? 4. Почему тема памятника поэту является сквозн русской лирике? 5. В чём созвучие картин природы душевному состоянию человека в лирике Пушкина? 6. Каковы психологические мотивы поступков и имоотношений героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Подготовка к сочинению по роману Пушкина «Евгений Онегин». 3839 Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. 7. Какова конкретно-историческая и общечеловеческая сущность характеров Татьяны Онегина? 40 ВЧ А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и 1 Выразительное чтение стихотворений и фрагмен романа в стихах (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. 41 М.Ю Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно…» 1 Подбор и обобщение дополнительного материала биографии М. Ю. Лермонтова. Выразительное чтение стихотворений и фрагмен романа (в том числе наизусть). 42 Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». 1 Выразительное чтение стихотворений и фрагмен романа (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров 43 Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» 1 Подбор цитат из текста стихотворения и романа заданной теме. Составление плана и письменный анализ стихотворения. 44 Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии. 1 Подбор цитат из текста стихотворения и романа заданной теме. Составление плана и письменный анализ стихотворения. 45 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. 1 Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержа 46 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла»и «Максим Максимыч». 1 Составление плана характеристики героя романа том числе цитатного 4748 «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». 2 Сравнительная характеристика Печорина и други мужских образов романа: Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич (женских образов романа: Печорин и Бэла, Печорин и «ундина», Печорин и Мери, Печорин и Вера). 49 Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. 1 50 Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. 1 Сравнительная характеристика Печорина и други мужских образов романа: Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич Печорин и Бэла, Печорин и «ундина», Печорин и Мери, Печорин и Вера). 5152 Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. 2 Характеристика особенностей поэзии русского романтизма: на уровне языка, композиции, образ времени и пространства, образа романтического героя (на примере изучаемых стихотворений). Подготовка к сочинению. 53 Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману«Герой нашего времени». 1 Составление сборника ученических исследовани тему «Многогранный образ России в лирике М. Ю Лермонтова». Составление электронного альбома «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания поэта к ним». 54 Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. «Вечера…», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. 1 Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор); «Мёртв души». Понятие о литературном типе. Понятие о герое и антигерое. Развитие понятия о комическом и его видах: сати юморе, иронии, сарказме 5556 Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. 2 Сравнительная характеристика персонажей поэм героев, близких поэме Н. В. Гоголя. Составление плана и характеристика образа авто 57 Образ города в поэме «Мёртвые души». 1 Подбор цитат из текста поэмы по заданной теме. Составление плана анализа эпизода и анализ фрагментов поэмы. 58 Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. 1 Подбор цитат из текста поэмы по заданной теме. Составление плана анализа эпизода и анализ фрагментов поэмы. 5960 «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценках Белинского. 2 Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выделение этапов развития сюжета, определение художественной функции внесюжетных элемент композиции поэмы. Выявление признаков эпического и лирического родов в поэме. Подготовка к сочинению. 6162 РР Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. 2 Письменный ответ на один из проблемных вопро 1. Какие нравственные пороки русских помещико по мысли Н. В. Гоголя, нуждаются в обличении? 2. Чем смешон и чем страшен чиновничий город изображении Н. В. Гоголя? 3. Как изменяется авторское отношение к действительности на протяжении поэмы «Мёртвы души»? 4. Какой изображена Русь крестьянская в поэме «Мёртвые души»? 5. Как соединение комического и лирического на в поэме помогает понять её идею? 63 А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в рус. литературе 19 в. и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. 1 А. П. Чехов: жизнь и творчество (обзор). «Смерт чиновника», «Тоска». Развитие представлений о жанровых особенностя рассказа. 64 А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. 1 Формулирование вопросов по тексту рассказа. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержа 6566 РР 2 Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героя и средств создания его обр а также сопоставительная характеристика персонажей. Подбор цитат из текста рассказа по заданной тем 67 ВЧ Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений. 1 Работа со словарём литературоведческих термин Восприятие и выразительное чтение фрагментов произведений русской литературы XX века (в том числе наизусть). 68 Из русской литературы 20 века 1 Подбор материала о биографии и творчестве писателя, историй создания рассказа с использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев в произведениях А.П.Чехова». (26 часов). Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. 69 И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. 1 Подбор и обобщение дополнительного материала биографии и творчестве И. А. Бунина. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. 70 Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования. 1 Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержан Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя (в том числе цитатного) и характеристика героя по план том числе сравнительная). 71 М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров. 1 Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания повести с использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение фрагментов повести 72 Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце».Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести. 1 Характеристика сюжета произведения, его темат проблематики, идейно-эмоционального содержан Характеристика героев и средств создания их образов, а также сопоставительная характеристик персонажей. Подбор цитат из текста повести по заданной теме Анализ различных форм выражения авторской позиции. 73 М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. 1 Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания рассказа с использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала биографии и творчестве М. А. Шолохова. 74 Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. 1 Характеристика сюжета произведения, его темат проблематики, идейно-эмоционального содержан Характеристика героев и средств создания их образов, а также сопоставительная характеристик персонажей. Подбор цитат из текста повести по заданной теме 75 А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. 1 Подбор материала о биографии и творчестве писателя, истории создания рассказа с использованием справочной литературы и ресурс Интернета. 76 Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа-притчи. 1 Характеристика героев и средств создания их образов, а также сопоставительная характеристик персонажей. Подбор цитат из текста рассказа по заданной тем 77 Контрольная работа (зачётное занятие) по произведениям 2-й половины 19 и 20 веков. 1 Письменный ответ на один из проблемных вопро 1. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в рассказах А. П. Чехова? 2. Почему повесть М. А. Булгакова «Собачье сер называют социально-философской сатирой на современное общество? 3. В чём особенности композиции рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»? 4. Какие особенности жанра притчи отразились в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»? 78 Русская поэзия Серебряного века. Обзорная лекция, художественное чтение, прослушивание фонозаписей. 1 Подбор материала о биографии и творчестве поэ использованием справочной литературы и ресурс Интернета. 79 А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей». Трагедия лирического героя в «страшном мире». 1 Подбор и обобщение дополнительного материал биографии и творчестве А. А. Блока 80 А.А.Блок. «О доблестях, о подвигах…». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. 1 Выразительное чтение произведений русской поэ XX века (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос (в том ч с использованием цитирования 81 С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике с.Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…» 1 Подбор и обобщение дополнительного материал биографии и творчестве С. А. Есенина, 82 Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Разбуди меня завтра рано….», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.Есенина. 1 Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. 83 В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие ст. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. 1 Выразительное чтение произведений русской поэ XX века (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). 84 М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», и др. Особенности поэтики М.Цветаевой. 1 Выразительное чтение произведений русской поэ XX века (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос (в том ч с использованием цитирования 85 Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. 1 Выразительное чтение произведений русской поэ XX века (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведен 86 Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого. 1 Подбор материала о биографии и творчестве поэ использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материал биографии и творчестве 87 А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. 1 Подбор материала о биографии и творчестве поэ использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материал биографии и творчестве 88 Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. 1 Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). 89 Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных…» Философская глубина лирики Пастернака. 1 Подбор материала о биографии и творчестве поэ использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материал биографии и творчестве 90 А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери». 1 Подбор материала о биографии и творчестве поэ использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материал биографии и творчестве 91 А.Т.Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки0. Мечта о преображении родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме. 1 Составление плана и письменный анализ стихотворений по плану анализа лирики. Характеристика ритмико-метрических особеннос произведений, представляющих тоническую сист стихосложения. 92 ВЧ 1 Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат из текста стихотворений по заданн теме. 93 Зачётное занятие по русской литературе 20 века. 1 Письменный анализ отдельных стихотворений. Письменный ответ на один из проблемных вопро 1. В чём общность и различие образа Родины в лирике А. А. Блока и С. А. Есенина (на примере сопоставления двух стихотворений)? 2. В чём поэтическое новаторство стиха в лирике В.В. Маяковского (М. И. Цветаевой)? 3. Как проявился философский характер отношен жизни в лирике Н. А. Заболоцкого (Б. JI. Пастернака)? 4. Каковы способы создания трагического пафоса лирике А. А. Ахматовой и А. Т. Твардовского? 94 Из зарубежной литературы ( 7 часов). 1 Подбор материала о биографии и творчестве писателей, истории создания их произведений с использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 вв. Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. 9596 Данте Алигьери. «Божественная комедия»(фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсальнофилософский характер. 2 Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Формулирование вопросов по тексту произведен Устный или письменный ответ на вопрос по текст 97 У.Шекспир. «Гамлет» (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». 1 Подбор материала о биографии и творчестве писателей, истории создания их произведений с использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Выразительное чтение фрагментов. 98 Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. 1 Характеристика героев и средств создания их образов, а также сопоставительная характеристик персонажей (в том числе с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих термин 99 И.-В.Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. 1 Подбор материала о биографии и творчестве писателей, истории создания их произведений с использованием справочной литературы и ресурс Интернета. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров 100 Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. 1 Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат из текста по заданной теме. Характеристика сюжета и композиции произведе их тематики, проблематики, идейно-эмоциональн содержания. 2 Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 9 классе. Отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов 101102 Итоговое занятие (2 часа). Литературная викторина. Рекомендации к летним каникулам.