Краснодарский край Муниципальное образование Староминский район х.Восточный Сосык Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 им. Л.Д.Телицына УТВЕРЖДЕНО решением педагогического cовета Протокол №1 от «30» августа 2023 года Председатель_____ И.И.Беляев РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике _______ Уровень образования (класс) основное общее образование (7-9 классы) Количество часов 102 Учитель Булатецкая Светлана Павловна ___ Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС и на основе авторской программы по информатике Семакина И.Г. (Информатика. Программы для общеобразовательных организаций: 2–11 классы. Учебное издание / Автор-составитель: М. Н. Бородин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-576 с. табл.); ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Информатика» основного общего образования составлена на основе: - ФГОС-2021 с учетом ФРП ООО; − авторской программы по информатике Семакина И.Г. (Информатика. Программы для общеобразовательных организаций: 2–11 классы. Учебное издание / Автор-составитель: М. Н. Бородин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-576 с. табл.); − ФРП ООО − -адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с ЗПР. Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном плане, за счет часов обязательной части, на освоение учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования отводится 102 часа из расчета: 34 часа – 7 класс, 34 часа – 8 класс, 34 часа – 9 класс. Поскольку курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательный характер, то его содержание обеспечивает знакомство учащихся со всеми его основными разделами: СОДЕРЖАНИЕ 7 класс 8 класс 9 класс 1. Введение − Информация и информационные + процессы − Компьютер – универсальное + устройство обработки данных 2. Математические основы информатики + − Тексты и кодирование + − Дискретизация + − Системы счисления − Элементы комбинаторики, теории + множеств и математической логики. + − Списки, графы, деревья 3. Алгоритмы и элементы программирования − Исполнители и алгоритмы. + Управление исполнителями + − Алгоритмические конструкции − Разработка алгоритмов и + программ + − Анализ алгоритмов + − Робототехника + − Математическое моделирование 4. Использование программных систем и сервисов − Файловая система − Подготовка текстов и демонстрационных материалов − Электронные (динамические) таблицы − Базы данных. Поиск информации − Работа в информационном пространстве. Информационнокоммуникационные технологии + + + + + + СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 класс 1. Введение в предмет 1 ч. Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. 2. Человек и информация 4 ч (3+1) Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3) Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. Учащиеся должны знать: правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. 4. Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6). Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. Учащиеся должны знать: способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Учащиеся должны уметь: набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. 5. Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4) Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. Учащиеся должны знать: способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Учащиеся должны уметь: строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. 6. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4) Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. Учащиеся должны знать: что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Учащиеся должны уметь: Создавать несложную презентацию в среде совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. 8 класс типовой программы, 1. Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4) Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Учащиеся должны знать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов. 2. Информационное моделирование 4 ч (3+1) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; 3. Хранение и обработка информации в базах данных 10ч (5+5) Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). Учащиеся должны знать: что такое база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; что такое логическая величина, логическое выражение; что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь: открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД; сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. 4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. 9 класс 1. Управление и алгоритмы 12 ч (5+7) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Учащиеся должны знать: что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Учащиеся должны уметь: при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. 2. Введение в программирование 15 ч (5+10) Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Учащиеся должны знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования.. Учащиеся должны уметь: работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать, и исполнять программы в системе программирования. 3. Информационные технологии и общество 4 ч (4+0) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Учащиеся должны знать: основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема безопасности информации; какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. . Учащийся должен уметь: регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио); сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода); соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу; представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; понимать структуру адресов веб-ресурсов; использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных и коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователя. К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними; раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блоксхемы; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания; использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык); раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей, оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры, находить кратчайший путь в графе; выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей; использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и повседневной деятельности; использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода); распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № ур. Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Введение в предмет (1 ч.) 1. Введение в предмет: Знать: предмет информатики; роль информации в жизни • Правила поведения в кабинете информатики. людей; содержание • Основные положения техники безопасности при работе на базового курса компьютерах. информатики. • Определение понятия «информатика». • Содержание курса информатики. Техника безопасности. Человек и информация (4 ч.) 2. 3. 4. 5. §1. § 2. Информация и знания. Восприятие и представление информации. Знать: • Связь между информацией и знаниями человека. • Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки. Уметь: • Приводить примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники. Знать: • Связь между информацией и знаниями человека. §3. §4. • Функции языка, как способа представления информации; что Информационные такое естественные и формальные языки. процессы. Поиск Уметь: информации. Измерение • Приводить примеры информации и информационных информации. процессов из области человеческой деятельности, живой Информационный вес природы и техники. символа. Единицы • Определять в конкретном процессе передачи информации информации. источник, приемник, канал. • Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений. Уметь: Практическая работа: • Работать с клавиатурным тренажером. «Освоение клавиатуры» • Применять основные приемы редактирования. Знать: • Как определяется единица измерения информации- бит (алфавитный подход). • Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Контрольная работа №1 Уметь: по теме: Человек и • Измерять информационный объем текста в байтах (при информация. использовании компьютерного алфавита). • Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб). • Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. Компьютер: устройство и программное обеспечение. (6 ч) 6. §5. §6. Назначение и устройство компьютера: данные и программы; принципы Фон Неймана. Компьютерная память: носители и устройства внешней памяти; магистральный принцип взаимодействия устройств ПК. Знать: • Правила техники безопасности и правила работы на компьютере, их назначение и информационное взаимодействие. • Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. • Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации). Уметь: • Включать и выключать компьютер. • Пользоваться клавиатурой 7. §7. §8. Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики ПК: Микропроцессор, внутренняя память, внешняя память. 8. Знать: • Сущность программного управления работой компьютера. §9. §10 ПО компьютера. • Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура.. • Назначение программного обеспечения и его состав. 9. Знать: • Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти. • Типы и свойства устройств внешней памяти. • Типы и назначение устройств ввода-вывода. Знать: • Понятие файла и расширения §11. Файлы и файловая • Правила именования файлов структура: имя файла; • Имя файла и расположение логические диски; путь к Уметь: файлу. • Выполнять основные операции с файлами и каталогами Практическая работа: (папками):копирование, перемещение, удаление, Создание файла, работа с переименование, поиск. файлами и папками • Определять расположение файла по имени 10. §12. Пользовательский интерфейс. Практическая работа: Знакомство с операционной системой Windows: работа с окнами, запуск программ и завершение работы с ними. 11. Уметь: • Инициализировать выполнение программ из программных Практическая работа: файлов. Работа с группами • Просматривать на экране директорию диска. файлов. Поиск файлов на • Выполнять основные операции с файлами и каталогами диске. (папками):копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск. • Использовать антивирусные программы. Уметь: • Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню. • Пользоваться клавиатурой. • Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами. Текстовая информация и компьютер (9 ч.) 12. §13. Тексты в компьютерной памяти. Гипертекст. Знать: • Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы, кодировки, текстовые файлы) 13. 14. 15. 16. 17. 18. §14. §15. Текстовые редакторы и текстовые Знать: процессоры. Шрифты и • Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). начертания. • Основные режимы работы текстовых редакторов (вводФорматирование текста. редактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и Работа с фрагментом замена, работа с файлами). текста. Печать документа. Знать: • Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). • Основные режимы работы текстовых редакторов (вводредактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Практическая работа: Уметь: Редактирование готового • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых текста. редакторов. • Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. Уметь: • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых Практическая работа: редакторов. Набор и редактирование • Выполнить основные операции над текстом, допускаемые текста. этим редактором. • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. Знать: • Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). • Основные режимы работы текстовых редакторов (вводредактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и Практическая работа: замена, работа с файлами). Форматирование текста. Уметь: Работа со шрифтами. • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых Поиск и замена текста. редакторов. • Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. Знать: • Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). • Правила ввода и редактирования формул Уметь: Практическая работа: • Набирать и редактировать формулы в одном из текстовых работа с формулами. редакторов. • Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. Знать: §16. Дополнительные возможности текстовых • Дополнительные возможности текстовых процессоров 1. 1 • Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). процессоров 7 §17. Системы перевода • Основные режимы работы текстовых редакторов (вводи распознавания текста. редактирование6, печать, орфографический контроль, поиск Программыи замена, работа с файлами переводчики. Сканирование машинописного и рукописного текста. Уметь: • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов. • Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. • Использовать дополнительные возможности текстового редактора 19. Практическая работа: Сканирование и распознавание текста Форматирование и редактирование текста. Использование дополнительных возможностей. 20 Знать: • Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов). • Основные режимы работы текстовых редакторов (вводредактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и Контрольная работа №2 замена, работа с файлами). Уметь: по теме: Текстовая • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых информация и редакторов. компьютер. • Выполнить основные операции над текстом, допускаемые этим редактором. • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. Графическая информация и компьютер (6 ч.) 21. §18. Компьютерная графика. Виды графики. §19. Технические средства компьютерной графики: монитор, видеопамять и дисплейный процессор, устройства ввода изображения в компьютер. Знать: • Способы представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. • Какие существуют области применения компьютерной графики. • Назначение графических редакторов. Знать: • Способы 22. представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. • Какие существуют области применения компьютерной графики. §20.§21. Растровая и • Назначение графических редакторов. векторная графика. Как • Назначение основных компонентов среды графического кодируется редактора растрового типа. изображение. Уметь: • Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов. • Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать. Знать: • Способы 23. 24. 25. представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. • Какие существуют области применения компьютерной графики. • Назначение графических редакторов. • Назначение основных компонентов среды графического редактора. Уметь: • Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов. • Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать. Знать: • Способы представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. • Какие существуют области применения компьютерной Практическая работа: графики. Поворот и отображение • Назначение графических рисунка. Работа с текстом • редакторов. в графическом редакторе. • Назначение основных компонентов среды графического Работа с изображением в редактора растрового типа. растровом редакторе. Уметь: • Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов. • Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать. Практическая работа: Интерфейс графического редактора. Построение изображения с использованием различных графических примитивов. Работа с фрагментами изображения. Практическая работа: Итоговая работа в растровом редакторе. • Знать: • Способы 26. Контрольная работа №3: Итоговая работа в растровом редакторе. представления изображений в памяти и ЭВМ, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. • Какие существуют области применения компьютерной графики. • Назначение графических редакторов. • Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа. Уметь: • Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов. • Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать. Мультимедиа и компьютерные презентации (6 ч.) 27. §24. Понятие мультимедиа. Области использования. §27. Компьютерные презентации. Виды презентаций. Этапы создания презентаций. Программные средства Знать: • Что такое мультимедиа. • Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. • Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Уметь: для разработки презентаций. 28. §25. Аналоговый и цифровой звук §26. Технические средства мультимедиа. 29. Практическая работа: Проектирование презентации на произвольную тему. 30. Практическая работа: Проектирование презентации на произвольную тему 31. 32. 3334. Создавать несложную презентацию в среде типовой программы Знать: • Что такое мультимедиа. • Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. Уметь: • Различать цифровые звуки от аналоговых. • Оценивать качество звука. • Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Знать: • Что такое мультимедиа. • Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. • Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Уметь: • Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. Уметь: Практическая работа: • Создавать несложную презентацию в среде типовой Создание презентации, программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и содержащей гиперссылки текст. Знать: • Что такое мультимедиа. • Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. Контрольная работа №4 • Основные типы сценариев, используемых в компьютерных по теме: Технология презентациях. мультимедиа. Уметь: • Создавать презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст, содержащей гиперссылки Повторение материала за курс 7 класса 8 класс № ур. Характеристика основных видов деятельности ученика Тема урока (на уровне учебных действий) Передача информации в компьютерных сетях (8 ч.) Техника безопасности. 1. §1. Как устроена компьютерная сеть: виды, структура, Знать: • Что такое компьютерные сети. • Различия между локальными и глобальными сетями. принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. 2. 3. 4. § 3. Аппаратное и программное обеспечение сети Практическая работа: Обмен информацией по локальной. Архиваторы. Уметь: • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети. • Работать с одной из программ-архиваторов. §4 .Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете Знать: • Что такое Интернет. • Какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина – WWW». • Что такое поисковые системы в Интернете и их назначение. • Основные поисковые системы и их организации. Уметь: • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера. • Осуществлять поиск информации в интернете. §2 .Электронная почта и другие информационные услуги сетей 5. 6. 7. Знать: • Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей Практическая работа: Работа в Интернете с электронной почтой, с поисковыми системами. Знать: • Что такое электронная почта, телеконференции, файловые архиваторы и др.. • Назначение основных видов услуг глобальных сетей. Уметь: • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера. • Осуществлять прием и передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы. • Работать с поисковыми системами в Интернете. • Отбирать нужную информацию из представленных. Знать: • Различия между локальными и глобальными сетями. Практическая • Назначение основных видов услуг глобальных сетей. работа: • Какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина Осуществление поиска – WWW». и обмена • Что такое поисковые системы в Интернете и их назначение. информацией. Уметь: Копирование • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети. информационных объектов из Интернета • Осуществлять прием и передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы. (файлов, документов). • Работать с одной из программ-архиваторов. • Осуществлять поиск информации в интернете. • Знать: Что такое компьютерные сети. • Различия между локальными и глобальными сетями Контрольная работа • Что такое электронная почта, телеконференции, файловые №1: «Передача архиваторы и др. информации в • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети. компьютерных сетях» • Что такое Интернет. • Какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина – WWW». • Что такое поисковые системы в Интернете и их назначение Уметь: • Осуществлять прием и передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети. • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера. Осуществлять поиск информации в интернете. • Отбирать нужную информацию из представленных 8. Практическая работа: Знакомство с Знать: энциклопедиями и • возможности сети Интернет, как найти необходимые энциклопедии и справочниками справочники в Интернете. учебного содержания в Уметь: Интернете (используя • работать с электронными энциклопедиями и справочники. отечественные учебные порталы). Информационное моделирование (4 ч.) 9. 10. 11. 12. §6. Что такое моделирование. Знать: • Что такое модель? • В чем разница между натурой и информационной моделью. Уметь: • Приводить примеры натурных и информационных моделей. §7. §8. Графические информационные модели. Табличные модели. Знать: • Какие существуют формы информационных моделей. • Что понимается под графической моделью. Классификацию таблиц. • Понятие табличных моделей. Уметь: • Определять различные формы информационных моделей. • Определять графические информационные модели Ориентироваться в таблично-организованной информации. • Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. Знать: §9. Информационное • Назначение математических моделей. моделирование на • Компьютерной математической модели. компьютере. • Что такое имитационное моделирование. • Что такое модель? Практическая • В чем разница между натурой и информационной моделью. работа: Работа с • Какие существуют формы информационных моделей. демонстрационными • Что такое имитационное моделирование. примерами Уметь: компьютерных • Приводить примеры натурных и информационных моделей. информационных • Определять различные формы информационных моделей. моделей. • Описывать объект (процесс) в табличной форме Контрольная работа Знать: • Что такое компьютерные сети. №2: Передача информации в • Назначение основных технических и программных средств компьютерных сетях. функционирования сетей. Информационное • Что такое электронная почта, телеконференции, файловые моделирование. архиваторы и др.. • Что такое Интернет. • Что такое модель? • Какие существуют формы информационных моделей. • Что понимается под графической моделью. • Классификацию таблиц. • Назначение математических моделей. • Что такое имитационное моделирование. Уметь: • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети. • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера. • Осуществлять поиск информации в интернете. • Приводить примеры натурных и информационных моделей. • Ориентироваться в таблично-организованной информации. • Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.) 13. 14. 15. 16. Знать: • Что такое база данных (БД). • Что такое СУБД, информационная система. §10. Основные • Классификацию БД. понятия баз данных. • Что такое поле и его атрибуты. Уметь: §11. Что такое Различать виды БД. система управления Назначение СУБД. базами данных. • Структуру команд поиска и сортировки информации в БД. Уметь: • Организовывать поиск информации в БД. Знать: • Что такое база данных (БД). • Что такое СУБД, информационная система. Практическая • Структуру команд поиска и сортировки информации в БД. работа: Работа с Уметь: готовой БД • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа. • Организовывать поиск информации в БД. • Редактировать содержимое полей. Знать: • Что такое реляционная база данных. §12 .Создание и • Элементы базы данных (записи, поля ключи). заполнение баз • Типы и форматы полей. данных • Правила заполнения баз данных. Практическая Уметь: работа: Создание и • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа. заполнение базы • Создавать новую БД. данных. • Заполнять БД. • Редактировать, созданную БД Знать: §13. Логические • Что такое логическое выражение выражения и логические операции • Виды логических операций Уметь: §14. Условия выбора и простые логические выражения 17. 18. 19. 20. • Составлять простые и составные утверждения. • Проверять соблюдение и несоблюдение условия (истинность и ложность утверждения) Знать: • Что такое логическая величина. Практическая работа: Составление • Что такое логическое выражение. условий выбора • Что такое логические операции. информации с • Структуру команд поиска. простыми логическими Уметь: выражениями. • Находить логические величины. • Составлять простые логические выражения. Знать: • Что такое логическая величина. §15. Условия выбора • Что такое логическое выражение. и сложные • Структуру сложных команд поиска. логические Уметь: выражения • Находить логические величины. • Составлять сложные логические выражения. Знать: • Что такое логическая величина. Практическая • Что такое логическое выражение. работа: Составление • Что такое логические операции. сложных логических выражения для поиска • Структуру сложных команд поиска. Уметь: информации в БД. • Находить логические величины. • Составлять сложные логические выражения. Знать: • Структуру команд сортировки информации. §16. Сортировка, • Структуру команд добавления и удаления записей. удаление и Уметь: добавление записей • Составлять команды на сортировку информации в БД. • Составлять команды на добавление и удаление записей в БД. 21. Знать: Практическая • Правила составления команд сортировки информации. работа: Составление • Правила составления команд добавления и удаления записей. команд на сортировку, Уметь: удаление и добавление • Составлять команды на сортировку информации в БД. записей. • Составлять команды на добавление и удаление записей в БД. 22. Знать: • Что такое база данных (БД), СУБД, информационная система. • Классификацию БД. • Что такое поле и его атрибуты. • Структуру команд поиска и сортировки информации в БД. Уметь: • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа. • Создавать новую БД. • Находить логические величины. • Составлять простые и сложные логические выражения. Контрольная работа №3: Хранение и обработка информации в БД. Табличные вычисления на компьютере (10 ч.) 23. §17. §18. История чисел и систем счисления. Двоичная система счисления. Знать: • Что такое система счисления • Что какое основание системы • Правила перевода в различные системы счисления Уметь: • Переводить числа в различные системы счисления • Выполнять арифметические действия с двоичными числами 24. §19. Числа в памяти компьютера Знать: • Что такое электронная таблица и табличный процессор. • Что такое электронная таблица и табличный процессор. • Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации. 25. §20. §21 Знакомство с электронными таблицами. Ввод информации в электронные таблицы: текстов, чисел, формул. Знать: • Что такое табличный процессор. • Что такое электронные таблицы. • Типы полей в ЭТ. • Правила заполнения ЭТ. 26. Практическая работа: Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул. Создание ЭТ для решения расчетной задачи. 27. 28. Знать: • Как создавать ЭТ. • Правила заполнения полей ЭТ. • Типы полей. Уметь: • Открывать готовую ЭТ. • Редактировать записи полей. • Устанавливать типы полей. Заполнять ЭТ. • Производить простые вычисления с помощью ЭТ. Знать: • Что такое электронная таблица и табличный процессор. • Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации. • Какие типы данных заносятся в ЭТ, как табличный процессор §22. Понятие работает с формулами. диапазона. Относительная • Основные функции (математические, статистические), используемые адресация. при записи формул в ЭТ. Статистические Уметь: функции. Сортировка • Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных данных. процессоров. • Редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой электронной таблице. • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка. Знать: • Что такое диапазон в ЭТ. Практическая • Операции, проводимые над фрагментами ЭТ. работа: Уметь: Манипулирование фрагментами ЭТ, • Производить определенные операции с фрагментами ЭТ. решение расчетных • Решать простые задачи в ЭТ. задач. • Обрабатывать решение задач, используя диапазоны ЭТ. Уметь: 29. §23. Графическая обработка данных, абсолютная адресация. Практическая работа: Использование встроенных графических средств. 30. §24. Логические выражения и условная функция. Логические функции. Практическая работа: Решение задач с использованием условной и логической функций. 31. §25. §26 ЭТ и математическое моделирование. Имитационные модели в ЭТ 32. Контрольная работа №4: Табличные вычисления на компьютере. • Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров. • Редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой электронной таблице. • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка. Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ. Знать: • Что такое электронная таблица и табличный процессор. • Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации. • Какие типы данных заносятся в ЭТ, как табличный процессор работает с формулами. • Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ. • Графические возможности табличного процессора. Уметь: • Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров. • Редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой электронной таблице. • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка. • Получать диаграммы с помощью графических средств Знать: • Правила составления логических выражений. • Что такое логические и условные функции. Уметь: • Составлять выражения для логических и условных функций. • Использовать логические и условные функции в решении задач. • Решать сложные вычислительные задачи в ЭТ. Знать: • Понятие математического моделирования. • Что связывает ЭТ и математическое моделирование. • Понятие имитационной модели. • Каким образом можно построить имитационную модель в ЭТ. Знать: • Что такое ЭТ и табличный процессор. • Правила заполнения ЭТ. • Типы полей ЭТ. • Что такое диапазон ЭТ. • Что такое логическое выражение, логическая и условные функции. • Графические возможности ЭТ. Уметь: • Создавать и заполнять ЭТ. • Обрабатывать диапазоны ЭТ. • Решать простые и сложные задачи в ЭТ. • Иллюстрировать таблицы графиками, диаграммами и т.д. 33- Повторение материала • 34. за 8 класс. 9 класс № ур. Тема урока Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Управление и алгоритмы (12 ч) 1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. §1,2 Знать: Кибернетическая • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи. модель управления. • Сущность кибернетической схемы управления с обратной Управление с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме. связью и без обратной • Что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в связи системах управления. Уметь: • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи. §3 Понятие алгоритма и его свойства. Знать: Исполнитель • В чем состоят основные свойства алгоритма. алгоритмов: • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный назначение, среда, алгоритмический язык. система команд, режимы работы. §4 Уметь: Графический учебный • Пользоваться языком блок-схем. исполнитель. Работа с • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом УИА: построение языке. линейных алгоритмов. • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. §5 Вспомогательные Знать: алгоритмы и • Назначение вспомогательных алгоритмов. подпрограммы. • Технологии построения сложных алгоритмов. Циклические алгоритмы. Работа с учебным Уметь: исполнителем • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы алгоритмов. управления одним из учебных исполнителей. Использование • Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательных вспомогательные алгоритмы. алгоритмов. §6 Уметь: Язык блок-схем. • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы Использование циклов. управления одним из учебных исполнителей. • Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы. §6 Уметь: Язык блок-схем, • Пользоваться языком блок-схем. учебный • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом алгоритмический язык языке. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. §6 Уметь: составлять блок-схемы и записывать команды в циклических алгоритмах. 9. 10. Разработка циклических алгоритмов §7 Ветвление и последовательная детализация алгоритма. §7 Использование метода последовательной детализации 11. Зачетное задание по алгоритмизации 12. Контрольная работа №1.Управление и алгоритмы Знать: • Назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный метод). Уметь: • Пользоваться языком блок-схем. • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. Уметь: • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи. • Пользоваться языком блок-схем. • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке. • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей. Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы. Знать: • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи. • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме. • Что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в системах управления. • В чем состоят основные свойства алгоритма. • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык. Уметь: • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи. • Пользоваться языком блок-схем. • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке. • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей. • Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы. Введение в программирование (15ч) 13. §8,9 Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Знать: • Основные типы и виды величин. • Понятие программирования. • Алгоритм работы с величинами. 14. 15. 16. 17. §10 Линейные вычислительные алгоритмы. Алгоритмы с ветвящейся структурой. §11 Знакомство с языком Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Знать: • Основные типы и виды величин. • Представление линейных и ветвящихся алгоритмов. Знать: • Основные типы и виды величин. • Назначение языков программирования. • Что такое трансляция. • Назначение систем программирования. • Правила оформления программы на Паскале. • Правила представления данных и операторов на Паскале. • Последовательность выполнения программы в системе программирования. Знать: §11 Программирование на • Правила составления и оформления программ на Паскале Уметь: Паскале линейных • Работать с готовой программой на одном из языков алгоритмов программирования высокого уровня. §12-14 Знать: Оператор ветвления. • Правила составления и оформления линейных и ветвящихся Логические операции программ на Паскале на Паскале. Уметь: • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня. • Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы. 18. §12-14 19. §15 Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций Циклы на языке Паскаль Знать: •Основные типы и виды величин. •Назначение языков программирования. •Что такое трансляция. •Назначение систем программирования. •Правила оформления программы на Паскале. •Правила представления данных и операторов на Паскале. •Последовательность выполнения программы в системе программирования. Уметь: •Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня. •Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы. Знать: определение цикла Уметь: •Работать с готовой программой на одном программирования высокого уровня. •Составлять несложные ветвящиеся программы. из языков 20. §15 Программирование циклов с предусловием. Знать: •Основные типы и виды величин. •Назначение языков программирования. •Что такое трансляция. •Назначение систем программирования. •Правила оформления программы на Паскале. •Правила представления данных и операторов на Паскале. •Последовательность выполнения программы в системе программирования. 21. §16 Знать: Идея Алгоритма Евклида Уметь: •Работать с готовой программой на одном программирования высокого уровня. •Составлять несложные ветвящиеся программы. Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Функции в Паскале. из языков 22. §17-19 Знать: Что такое массив? Одномерные массивы •Основные типы и виды величин. в Паскале. Разработка •Назначение языков программирования. программ. •Что такое трансляция. •Назначение систем программирования. •Правила оформления программы на Паскале. •Правила представления данных и операторов на Паскале. •Последовательность выполнения программы в системе программирования. 23. §20 24. Знать: что такое случайные числа; Понятие случайного Датчик случайных чисел на Паскале; числа. Датчик Алгоритм поиска числа в массиве случайных чисел в Уметь: Паскале. Поиск чисел •Составлять несложные программы обработки одномерных в массиве. массивов. •Отлаживать и исполнять программы в системе программирования. §20 Знать: что такое случайные числа; Разработка Датчик случайных чисел на Паскале; программы поиска Алгоритм поиска числа в массиве числа в случайно Уметь: сформированном •Составлять несложные программы обработки одномерных массиве. массивов. Отлаживать и исполнять программы в системе программирования. Составлять программу поиска числа в массиве 25. §21 Поиск наибольшего и Знать: поиск максимума и минимума в электронной таблице; наименьшего Блок-схемы алгоритмов поиска максимума и минимума в массиве элемента массива. Уметь: Составление •Составлять несложные программы обработки одномерных программы массивов. нахождения Отлаживать и исполнять программы в системе программирования. наибольшего и Составлять программу поиска максимума и минимума в массиве наименьшего элемента массива. 26. 27. §22 Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива. Контрольная работа по теме «Введение в программирование» Знать: алгоритм сортировки методом пузырька Уметь: •Составлять несложные программы обработки одномерных массивов. Отлаживать и исполнять программы в системе программирования. Составлять программу сортировки методом пузырька. Знать: •Что такое трансляция. •Назначение систем программирования. •Правила оформления программы на Паскале. •Правила представления данных и операторов на Паскале. •Последовательность выполнения программы в системе программирования. Уметь: •Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня. •Составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические программы. •Составлять несложные программы обработки одномерных массивов. •Отлаживать и исполнять программы в системе программирования. Информационные технологии и общество (4 часа) 28. 29. 30. 31. §23-25 Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ. Знать: •Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества. •Историю способов записи чисел (систем счисления). Уметь: •Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. Знать: §26-27 • Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь Информационные ресурсы современного информационных ресурсов. Уметь: общества. •Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. §28 Знать: об информационных этике и праве; Социальная проблему информационной безопасности. информатика: информационная безопасность. Знать: Итоговая • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи. контрольная работа • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме. • Что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в системах управления. • В чем состоят основные свойства алгоритма • Способы 32,33, 34. записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык • Основные типы и виды величин. • Понятие программирования. •Алгоритм работы с величинами •Назначение систем программирования. •Правила оформления программы на Паскале. •Правила представления данных и операторов на Паскале. •Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества. •Историю способов записи чисел (систем счисления) •Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую Уметь: • Пользоваться языком блок-схем. • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке. • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня. • Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования • Переводить числа из одной системы счисления в другую • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения Знать: Повторение материала за 7-9 класс • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи. • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме. • Понятие программирования. •Правила оформления программы на Паскале. •Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества. •Историю способов записи чисел (систем счисления) Уметь: • Пользоваться языком блок-схем. • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке. • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей • Переводить числа из одной системы счисления в другую • Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 заседания ШМО «Мыслитель» от 25.08.2023 г. ___________ С.П.Булатецкая Заместитель директора по УВР ______________Т.В.Кошель 29.08.2023 г.