rp_informatika_7-9

Краснодарский край
Муниципальное образование Староминский район х.Восточный Сосык
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 им. Л.Д.Телицына

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического cовета
Протокол №1
от «30» августа 2023 года
Председатель_____ И.И.Беляев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

информатике

_______

Уровень образования (класс) основное общее образование
(7-9 классы)
Количество часов 102
Учитель Булатецкая

Светлана Павловна ___

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС и на основе
авторской программы по информатике Семакина И.Г. (Информатика.
Программы для общеобразовательных организаций: 2–11 классы. Учебное
издание / Автор-составитель: М. Н. Бородин.-М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2015.-576 с. табл.);

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» основного общего
образования составлена на основе:
- ФГОС-2021 с учетом ФРП ООО;
− авторской программы по информатике Семакина И.Г. (Информатика.
Программы для общеобразовательных организаций: 2–11 классы. Учебное
издание / Автор-составитель: М. Н. Бородин.-М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2015.-576 с. табл.);
− ФРП ООО
− -адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования для детей с ЗПР.
Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область
«Математика и информатика».
В учебном плане, за счет часов обязательной части, на освоение учебного
предмета «Информатика» на уровне основного общего образования отводится 102
часа из расчета: 34 часа – 7 класс, 34 часа – 8 класс, 34 часа – 9 класс.
Поскольку курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит
общеобразовательный характер, то его содержание обеспечивает знакомство
учащихся со всеми его основными разделами:
СОДЕРЖАНИЕ
7 класс
8 класс
9 класс
1. Введение
−
Информация и информационные
+
процессы
−
Компьютер – универсальное
+
устройство обработки данных
2. Математические основы
информатики
+
−
Тексты и кодирование
+
−
Дискретизация
+
−
Системы счисления
−
Элементы комбинаторики, теории
+
множеств и математической логики.
+
−
Списки, графы, деревья
3. Алгоритмы и элементы
программирования
−
Исполнители
и
алгоритмы.
+
Управление исполнителями
+
−
Алгоритмические конструкции
−
Разработка
алгоритмов
и
+
программ
+
−
Анализ алгоритмов
+
−
Робототехника
+
−
Математическое моделирование

4.
Использование
программных
систем и сервисов
−
Файловая система
−
Подготовка
текстов
и
демонстрационных материалов
−
Электронные
(динамические)
таблицы
−
Базы данных. Поиск информации
−
Работа
в
информационном
пространстве.
Информационнокоммуникационные технологии

+
+
+
+
+

+

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 класс
1. Введение в предмет 1 ч.
Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Содержание базового курса информатики.
2. Человек и информация 4 ч (3+1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные
процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные
приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
 связь между информацией и знаниями человека;
 что такое информационные процессы;
 какие существуют носители информации;
 функции языка, как способа представления информации; что такое
естественные и формальные языки;
 как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный
подход);
 что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
 приводить примеры информации и информационных процессов из области
человеческой деятельности, живой природы и техники;
 определять в конкретном процессе передачи информации источник,
приемник, канал;
 приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
 измерять информационный объем текста в байтах (при использовании
компьютерного алфавита);
 пересчитывать количество информации в различных единицах (битах,
байтах, Кб, Мб, Гб);

 пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
3. Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное
представление данных в памяти компьютера.
Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила
техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы.
Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального
компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским
интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос,
копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование
файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа
со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
 правила техники безопасности и при работе на компьютере;
 состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное
взаимодействие;
 основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных
накопителей, устройств ввода и вывода
информации);
 структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса
памяти;
 типы и свойства устройств внешней памяти;
 типы и назначение устройств ввода/вывода;
 сущность программного управления работой компьютера;
 принципы организации информации на внешних носителях: что такое
файл, каталог (папка), файловая структура;
 назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
 включать и выключать компьютер;
 пользоваться клавиатурой;
 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за
справкой, работать с окнами;
 инициализировать выполнение программ из программных файлов;
 просматривать на экране директорию диска;
 выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками):
копирование, перемещение, удаление,
переименование, поиск;

 использовать антивирусные программы.
4. Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.
Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых
документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности,
принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом
(распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста;
постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы
форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена;
работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками;
вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными
шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика
по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
 способы представления символьной информации в памяти компьютера
(таблицы кодировки, текстовые файлы);
 назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
 основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование,
печать, орфографический контроль,
поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
 набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
 выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
 сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
5. Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы
кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и
векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора
растрового типа с использованием основных инструментов и приемов
манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка);
знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать
встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их
обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:

 способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о
пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
 какие существуют области применения компьютерной графики;
 назначение графических редакторов;
 назначение основных компонентов среды графического редактора
растрового типа: рабочего поля, меню
инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
 строить несложные изображения с помощью одного из графических
редакторов;
 сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
6. Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти
компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания
презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения,
анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием
мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную
память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в
компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
 что такое мультимедиа;
 принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти
компьютера;
 основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
 Создавать несложную презентацию в среде
совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
8 класс

типовой

программы,

1. Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические
устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,
телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина".
Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме
обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с
почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с
архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете
(используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных
объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
 что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и
глобальными сетями;
 назначение
основных
технических
и
программных
средств
функционирования сетей: каналов связи, модемов,
серверов, клиентов, протоколов;
 назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты,
телеконференций, файловых архивов и др;
 что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю
«Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
 осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с
рабочими станциями одноранговой сети;
 осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой
клиент-программы;
 осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
 осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые
системы;
 работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование 4 ч (3+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства
моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические,
имитационные. Табличная организация информации. Области применения
компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
 что такое модель; в чем разница между натурной и информационной
моделями;
 какие существуют формы представления информационных моделей
(графические, табличные, вербальные,
математические).
Учащиеся должны уметь:
 приводить примеры натурных и информационных моделей;
 ориентироваться в таблично организованной информации;
 описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

3. Хранение и обработка информации в базах данных 10ч (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД:
запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы
работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,
простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с
простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения;
формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка
таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных;
ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой
города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
 что такое база данных, СУБД, информационная система;
 что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);
типы и форматы полей;
 структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
 что такое логическая величина, логическое выражение;
 что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
 открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
 организовывать поиск информации в БД;
 редактировать содержимое полей БД;
 сортировать записи в БД по ключу;
 добавлять и удалять записи в БД;
 создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы
данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная.
Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод
исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения
расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций;
манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).
Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной
таблицы.
Учащиеся должны знать:
 что такое электронная таблица и табличный процессор;
 основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки,
строки, столбцы, блоки и способы их
идентификации;
 какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный
процессор работает с формулами;
 основные функции (математические, статистические), используемые при
записи формул в ЭТ;
 графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
 открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных
процессоров;
 редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице;
 выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ:
копирование, удаление, вставка, сортировка;
 получать диаграммы с помощью графических средств табличного
процессора;
 создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
9 класс
1. Управление и алгоритмы 12 ч (5+7)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика
алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем;
составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных
алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
 что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
 сущность кибернетической схемы управления с обратной связью;
назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
 что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах
управления;
 в чем состоят основные свойства алгоритма;
 способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
 основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
структуры алгоритмов;

 назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных
алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный)
метод.
Учащиеся должны уметь:
 при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и
обратной связи;
 пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на
учебном алгоритмическом языке;
 выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
 составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления
одним из учебных исполнителей;
 выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные
алгоритмы.
2. Введение в программирование 15 ч (5+10)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных,
ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи
основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный
тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке
Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение
линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки
массивов.
Учащиеся должны знать:
 основные виды и типы величин;
 назначение языков программирования;
 что такое трансляция;
 назначение систем программирования;
 правила оформления программы на Паскале;
 правила представления данных и операторов на Паскале;
 последовательность выполнения программы в системе программирования..
Учащиеся должны уметь:
 работать с готовой программой на Паскале;
 составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
 составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
 отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
3. Информационные технологии и общество 4 ч (4+0)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации,
этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
 основные этапы развития средств работы с информацией в истории
человеческого общества;

 основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного
обеспечения;
 в чем состоит проблема безопасности информации;
 какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных
ресурсов.
. Учащийся должен уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и
правовыми нормами общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества,
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в
области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях
о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности
научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;

сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе
с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном
пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение
универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными,
регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа
к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать
понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой,
графической, аудио);
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать
единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации,
сравнивать их количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и
программного обеспечения;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и
его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства
ввода-вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя
файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры
некоторого информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать,
удалять и архивировать файлы и каталоги, использовать антивирусную программу;

представлять результаты своей деятельности в виде структурированных
иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций;
искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению),
критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества
распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического
характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационных
и коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной
этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать
безопасные стратегии поведения в сети;
применять методы профилактики негативного влияния средств информационных и
коммуникационных технологий на здоровье пользователя.
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами
счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах
счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое
выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и
отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности
входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блоксхемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с
использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических,
символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с
ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы
обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие
проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту,
выделения цифр из натурального числа.
К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере
несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;

составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки
числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов,
минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей,
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической
структуры, находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы,
схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых
данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его
элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием
встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих
заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения),
абсолютной, относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из
разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы,
облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды
разработки)) в учебной и повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов
государственных услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и повседневной
деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения,
защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий
(разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след,
аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные
и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№
ур.

Тема урока

Характеристика основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Введение в предмет (1 ч.)

1.

Введение в предмет:
Знать:
предмет информатики;
роль информации в жизни • Правила поведения в кабинете информатики.
людей; содержание
• Основные положения техники безопасности при работе на
базового курса
компьютерах.
информатики.
• Определение понятия «информатика».
• Содержание курса информатики.
Техника безопасности.

Человек и информация (4 ч.)

2.

3.

4.

5.

§1. § 2. Информация и
знания. Восприятие и
представление
информации.

Знать:
• Связь между информацией и знаниями человека.
• Функции языка, как способа представления информации; что
такое естественные и формальные языки.
Уметь:
• Приводить примеры информации из области человеческой
деятельности, живой природы и техники.

Знать:
• Связь между информацией и знаниями человека.
§3. §4.
• Функции языка, как способа представления информации; что
Информационные
такое естественные и формальные языки.
процессы. Поиск
Уметь:
информации. Измерение
• Приводить примеры информации и информационных
информации.
процессов из области человеческой деятельности, живой
Информационный вес
природы и техники.
символа. Единицы
•
Определять в конкретном процессе передачи информации
информации.
источник, приемник, канал.
• Приводить примеры информативных и неинформативных
сообщений.
Уметь:
Практическая работа:
• Работать с клавиатурным тренажером.
«Освоение клавиатуры»
• Применять основные приемы редактирования.
Знать:
• Как определяется единица измерения информации- бит
(алфавитный подход).
• Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Контрольная работа №1 Уметь:
по теме: Человек и
• Измерять информационный объем текста в байтах (при
информация.
использовании компьютерного алфавита).
• Пересчитывать количество информации в различных
единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб).
• Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного
ввода данных.
Компьютер: устройство и программное обеспечение. (6 ч)

6.

§5. §6.
Назначение и
устройство компьютера:
данные и программы;
принципы Фон Неймана.
Компьютерная память:
носители и устройства
внешней памяти;
магистральный принцип
взаимодействия устройств
ПК.

Знать:
• Правила техники безопасности и правила работы на
компьютере, их назначение и информационное
взаимодействие.
• Состав основных устройств компьютера, их назначение и
информационное взаимодействие.
• Основные характеристики компьютера в целом и его узлов
(различных накопителей, устройств ввода и вывода
информации).
Уметь:
• Включать и выключать компьютер.
• Пользоваться клавиатурой

7.

§7. §8. Как устроен
персональный
компьютер. Основные
характеристики ПК:
Микропроцессор,
внутренняя память,
внешняя память.

8.

Знать:
• Сущность программного управления работой компьютера.
§9. §10 ПО компьютера. • Принципы организации информации на внешних носителях:
что такое файл, каталог (папка), файловая структура..
• Назначение программного обеспечения и его состав.

9.

Знать:
• Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты),
понятие адреса памяти.
• Типы и свойства устройств внешней памяти.
• Типы и назначение устройств ввода-вывода.

Знать:
• Понятие файла и расширения
§11. Файлы и файловая
• Правила именования файлов
структура: имя файла;
• Имя файла и расположение
логические диски; путь к
Уметь:
файлу.
• Выполнять основные операции с файлами и каталогами
Практическая работа:
(папками):копирование, перемещение, удаление,
Создание файла, работа с
переименование, поиск.
файлами и папками
• Определять расположение файла по имени

10.

§12. Пользовательский
интерфейс.
Практическая работа:
Знакомство с
операционной системой
Windows: работа с
окнами, запуск программ
и завершение работы с
ними.

11.

Уметь:
• Инициализировать выполнение программ из программных
Практическая работа:
файлов.
Работа с группами
• Просматривать на экране директорию диска.
файлов. Поиск файлов на
• Выполнять основные операции с файлами и каталогами
диске.
(папками):копирование, перемещение, удаление,
переименование, поиск.
• Использовать антивирусные программы.

Уметь:
• Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню.
• Пользоваться клавиатурой.
• Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню,
обращаться за справкой, работать с окнами.

Текстовая информация и компьютер (9 ч.)

12.

§13. Тексты в
компьютерной памяти.
Гипертекст.

Знать:
• Способы

представления символьной информации в памяти
ЭВМ (таблицы, кодировки, текстовые файлы)

13.

14.

15.

16.

17.

18.

§14. §15. Текстовые
редакторы и текстовые
Знать:
процессоры. Шрифты и
• Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов).
начертания.
• Основные режимы работы текстовых редакторов (вводФорматирование текста.
редактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и
Работа с фрагментом
замена, работа с файлами).
текста. Печать
документа.
Знать:
• Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов).
• Основные режимы работы текстовых редакторов (вводредактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и
замена, работа с файлами).
Практическая работа:
Уметь:
Редактирование готового
• Набирать и редактировать текст в одном из текстовых
текста.
редакторов.
• Выполнить основные операции над текстом, допускаемые
этим редактором.
• Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на
печать.
Уметь:
• Набирать и редактировать текст в одном из текстовых
Практическая работа:
редакторов.
Набор и редактирование • Выполнить основные операции над текстом, допускаемые
текста.
этим редактором.
• Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на
печать.
Знать:
• Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов).
• Основные режимы работы текстовых редакторов (вводредактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и
Практическая работа:
замена, работа с файлами).
Форматирование текста.
Уметь:
Работа со шрифтами.
• Набирать и редактировать текст в одном из текстовых
Поиск и замена текста.
редакторов.
• Выполнить основные операции над текстом, допускаемые
этим редактором.
• Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на
печать.
Знать:
• Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов).
• Правила ввода и редактирования формул
Уметь:
Практическая работа:
• Набирать и редактировать формулы в одном из текстовых
работа с формулами.
редакторов.
• Выполнить основные операции над текстом, допускаемые
этим редактором.
Знать:
§16. Дополнительные
возможности текстовых • Дополнительные возможности текстовых процессоров
1. 1
• Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов).
процессоров
7
§17. Системы перевода • Основные режимы работы текстовых редакторов (вводи распознавания текста.
редактирование6, печать, орфографический контроль, поиск
Программыи замена, работа с файлами

переводчики.
Сканирование
машинописного и
рукописного текста.
Уметь:
• Набирать и редактировать текст в одном из текстовых
редакторов.
• Выполнить основные операции над текстом, допускаемые
этим редактором.
• Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на
печать.
• Использовать дополнительные возможности текстового
редактора

19.

Практическая работа:
Сканирование и
распознавание текста
Форматирование и
редактирование текста.
Использование
дополнительных
возможностей.

20

Знать:
• Назначение текстовых редакторов (тестовых процессов).
• Основные режимы работы текстовых редакторов (вводредактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и
Контрольная работа №2 замена, работа с файлами).
Уметь:
по теме: Текстовая
• Набирать и редактировать текст в одном из текстовых
информация и
редакторов.
компьютер.
• Выполнить основные операции над текстом, допускаемые
этим редактором.
• Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на
печать.
Графическая информация и компьютер (6 ч.)

21.

§18. Компьютерная
графика. Виды графики.
§19. Технические
средства компьютерной
графики: монитор,
видеопамять и
дисплейный процессор,
устройства ввода
изображения в
компьютер.

Знать:
• Способы представления изображений в памяти и ЭВМ,
понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.
• Какие существуют области применения компьютерной
графики.
• Назначение графических редакторов.

Знать:
• Способы

22.

представления изображений в памяти и ЭВМ,
понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.
• Какие существуют области применения компьютерной
графики.
§20.§21. Растровая и
• Назначение графических редакторов.
векторная графика. Как
• Назначение основных компонентов среды графического
кодируется
редактора растрового типа.
изображение.
Уметь:
• Строить несложные изображения с помощью одного из
графических редакторов.
• Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на
печать.

Знать:
• Способы

23.

24.

25.

представления изображений в памяти и ЭВМ,
понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.
• Какие существуют области применения компьютерной
графики.
• Назначение графических редакторов.
• Назначение основных компонентов среды графического
редактора.
Уметь:
• Строить несложные изображения с помощью одного из
графических редакторов.
• Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на
печать.
Знать:
• Способы представления изображений в памяти и ЭВМ,
понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.
• Какие существуют области применения компьютерной
Практическая работа:
графики.
Поворот и отображение
• Назначение графических
рисунка. Работа с текстом • редакторов.
в графическом редакторе. • Назначение основных компонентов среды графического
Работа с изображением в
редактора растрового типа.
растровом редакторе.
Уметь:
• Строить несложные изображения с помощью одного из
графических редакторов.
• Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на
печать.
Практическая работа:
Интерфейс графического
редактора. Построение
изображения с
использованием
различных графических
примитивов. Работа с
фрагментами
изображения.

Практическая работа:
Итоговая работа в
растровом редакторе.

•

Знать:
• Способы

26.

Контрольная работа
№3: Итоговая работа в
растровом редакторе.

представления изображений в памяти и ЭВМ,
понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.
• Какие существуют области применения компьютерной
графики.
• Назначение графических редакторов.
• Назначение основных компонентов среды графического
редактора растрового типа.
Уметь:
• Строить несложные изображения с помощью одного из
графических редакторов.
• Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на
печать.

Мультимедиа и компьютерные презентации (6 ч.)

27.

§24. Понятие
мультимедиа. Области
использования.
§27. Компьютерные
презентации. Виды
презентаций. Этапы
создания презентаций.
Программные средства

Знать:
• Что такое мультимедиа.
• Принцип дискретизации,

используемый для представления
звука в памяти компьютера.
• Основные типы сценариев, используемых в компьютерных
презентациях.
Уметь:

для разработки
презентаций.

28.

§25. Аналоговый и
цифровой звук
§26. Технические
средства мультимедиа.

29.

Практическая работа:
Проектирование
презентации на
произвольную тему.

30.

Практическая работа:
Проектирование
презентации на
произвольную тему

31.

32.

3334.

Создавать несложную презентацию в среде типовой
программы
Знать:
• Что такое мультимедиа.
• Принцип дискретизации, используемый для представления
звука в памяти компьютера.
Уметь:
• Различать цифровые звуки от аналоговых.
• Оценивать качество звука.
• Основные типы сценариев, используемых в компьютерных
презентациях.

Знать:
• Что такое мультимедиа.
• Принцип дискретизации,

используемый для представления
звука в памяти компьютера.
• Основные типы сценариев, используемых в компьютерных
презентациях.
Уметь:
• Создавать несложную презентацию в среде типовой
программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и
текст.

Уметь:
Практическая работа:
• Создавать несложную презентацию в среде типовой
Создание презентации,
программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и
содержащей гиперссылки
текст.
Знать:
• Что такое мультимедиа.
• Принцип дискретизации, используемый для представления
звука в памяти компьютера.
Контрольная работа №4
• Основные типы сценариев, используемых в компьютерных
по теме: Технология
презентациях.
мультимедиа.
Уметь:
• Создавать презентацию в среде типовой программы,
совмещающей изображение, звук, анимацию и текст,
содержащей гиперссылки
Повторение материала
за курс 7 класса

8 класс
№
ур.

Характеристика основных видов
деятельности ученика

Тема урока

(на уровне учебных действий)
Передача информации в компьютерных сетях (8 ч.)
Техника безопасности.

1.

§1. Как устроена
компьютерная сеть:
виды, структура,

Знать:
• Что такое компьютерные сети.
• Различия между локальными и

глобальными сетями.

принципы
функционирования,
технические
устройства. Скорость
передачи данных.

2.

3.

4.

§ 3. Аппаратное и
программное
обеспечение сети

Практическая
работа: Обмен
информацией по
локальной.
Архиваторы.

Уметь:
• Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети.
• Работать с одной из программ-архиваторов.

§4 .Интернет и
Всемирная паутина.
Способы поиска в
Интернете

Знать:
• Что такое Интернет.
• Какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина
– WWW».
• Что такое поисковые системы в Интернете и их назначение.
• Основные поисковые системы и их организации.
Уметь:
• Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.
• Осуществлять поиск информации в интернете.

§2 .Электронная
почта и другие
информационные
услуги сетей
5.

6.

7.

Знать:
• Назначение основных технических и программных средств
функционирования сетей

Практическая
работа: Работа в
Интернете с
электронной почтой, с
поисковыми
системами.

Знать:
• Что такое электронная почта, телеконференции, файловые
архиваторы и др..
• Назначение основных видов услуг глобальных сетей.
Уметь:
• Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.
• Осуществлять прием и передачу электронной почты с помощью
почтовой клиент-программы.
• Работать с поисковыми системами в Интернете.
• Отбирать нужную информацию из представленных.

Знать:
• Различия между локальными и глобальными сетями.
Практическая
• Назначение основных видов услуг глобальных сетей.
работа:
• Какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина
Осуществление поиска
– WWW».
и обмена
• Что такое поисковые системы в Интернете и их назначение.
информацией.
Уметь:
Копирование
• Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети.
информационных
объектов из Интернета • Осуществлять прием и передачу электронной почты с помощью
почтовой клиент-программы.
(файлов, документов).
• Работать с одной из программ-архиваторов.
• Осуществлять поиск информации в интернете.
• Знать: Что такое компьютерные сети.
•
Различия между локальными и глобальными сетями
Контрольная работа
• Что такое электронная почта, телеконференции, файловые
№1: «Передача
архиваторы и др.

информации в
• Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети.
компьютерных сетях» • Что такое Интернет.
• Какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина
– WWW».
• Что такое поисковые системы в Интернете и их назначение
Уметь:
• Осуществлять прием и передачу электронной почты с помощью
почтовой клиент-программы
• Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети.
• Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.
Осуществлять поиск информации в интернете.
• Отбирать нужную информацию из представленных

8.

Практическая
работа: Знакомство с
Знать:
энциклопедиями и
• возможности сети Интернет, как найти необходимые энциклопедии и
справочниками
справочники в Интернете.
учебного содержания в
Уметь:
Интернете (используя
•
работать с электронными энциклопедиями и справочники.
отечественные
учебные порталы).
Информационное моделирование (4 ч.)

9.

10.

11.

12.

§6. Что такое
моделирование.

Знать:
• Что такое модель?
• В чем разница между натурой и информационной моделью.
Уметь:
• Приводить примеры натурных и информационных моделей.

§7. §8. Графические
информационные
модели. Табличные
модели.

Знать:
• Какие существуют формы информационных моделей.
• Что понимается под графической моделью. Классификацию таблиц.
• Понятие табличных моделей.
Уметь:
• Определять различные формы информационных моделей.
• Определять графические информационные модели Ориентироваться в
таблично-организованной информации.
• Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Знать:
§9. Информационное • Назначение математических моделей.
моделирование на
• Компьютерной математической модели.
компьютере.
• Что такое имитационное моделирование.
• Что такое модель?
Практическая
• В чем разница между натурой и информационной моделью.
работа: Работа с
• Какие существуют формы информационных моделей.
демонстрационными
• Что такое имитационное моделирование.
примерами
Уметь:
компьютерных
• Приводить примеры натурных и информационных моделей.
информационных
• Определять различные формы информационных моделей.
моделей.
• Описывать объект (процесс) в табличной форме
Контрольная работа Знать:
• Что такое компьютерные сети.
№2: Передача

информации в
• Назначение основных технических и программных средств
компьютерных сетях. функционирования сетей.
Информационное
• Что такое электронная почта, телеконференции, файловые
моделирование.
архиваторы и др..
• Что такое Интернет.
• Что такое модель?
• Какие существуют формы информационных моделей.
• Что понимается под графической моделью.
• Классификацию таблиц.
• Назначение математических моделей.
• Что такое имитационное моделирование.
Уметь:
• Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети.
• Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера.
• Осуществлять поиск информации в интернете.
• Приводить примеры натурных и информационных моделей.
• Ориентироваться в таблично-организованной информации.
• Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.)

13.

14.

15.

16.

Знать:
• Что такое база данных (БД).
• Что такое СУБД, информационная система.
§10. Основные
• Классификацию БД.
понятия баз данных. • Что такое поле и его атрибуты.
Уметь:
§11. Что такое
Различать виды БД.
система управления
Назначение СУБД.
базами данных.
• Структуру команд поиска и сортировки информации в БД.
Уметь:
• Организовывать поиск информации в БД.
Знать:
• Что такое база данных (БД).
• Что такое СУБД, информационная система.
Практическая
• Структуру команд поиска и сортировки информации в БД.
работа: Работа с
Уметь:
готовой БД
• Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа.
• Организовывать поиск информации в БД.
• Редактировать содержимое полей.
Знать:
• Что такое реляционная база данных.
§12 .Создание и
• Элементы базы данных (записи, поля ключи).
заполнение баз
• Типы и форматы полей.
данных
• Правила заполнения баз данных.
Практическая
Уметь:
работа: Создание и
• Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа.
заполнение базы
• Создавать новую БД.
данных.
• Заполнять БД.
• Редактировать, созданную БД
Знать:
§13. Логические
• Что такое логическое выражение
выражения и
логические операции • Виды логических операций
Уметь:

§14. Условия выбора
и простые логические
выражения

17.

18.

19.

20.

• Составлять простые и составные утверждения.
• Проверять соблюдение и несоблюдение условия (истинность и
ложность утверждения)

Знать:
• Что такое логическая величина.
Практическая
работа: Составление • Что такое логическое выражение.
условий выбора
• Что такое логические операции.
информации с
• Структуру команд поиска.
простыми логическими Уметь:
выражениями.
• Находить логические величины.
• Составлять простые логические выражения.
Знать:
• Что такое логическая величина.
§15. Условия выбора
• Что такое логическое выражение.
и сложные
• Структуру сложных команд поиска.
логические
Уметь:
выражения
• Находить логические величины.
• Составлять сложные логические выражения.
Знать:
• Что такое логическая величина.
Практическая
• Что такое логическое выражение.
работа: Составление
• Что такое логические операции.
сложных логических
выражения для поиска • Структуру сложных команд поиска.
Уметь:
информации в БД.
• Находить логические величины.
• Составлять сложные логические выражения.
Знать:
• Структуру команд сортировки информации.
§16. Сортировка,
• Структуру команд добавления и удаления записей.
удаление и
Уметь:
добавление записей
• Составлять команды на сортировку информации в БД.
• Составлять команды на добавление и удаление записей в БД.

21.

Знать:
Практическая
• Правила составления команд сортировки информации.
работа: Составление
• Правила составления команд добавления и удаления записей.
команд на сортировку,
Уметь:
удаление и добавление
• Составлять команды на сортировку информации в БД.
записей.
• Составлять команды на добавление и удаление записей в БД.

22.

Знать:
• Что такое база данных (БД), СУБД, информационная система.
• Классификацию БД.
• Что такое поле и его атрибуты.
• Структуру команд поиска и сортировки информации в БД.
Уметь:
• Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа.
• Создавать новую БД.
• Находить логические величины.
• Составлять простые и сложные логические выражения.

Контрольная работа
№3: Хранение и
обработка
информации в БД.

Табличные вычисления на компьютере (10 ч.)

23.

§17. §18. История
чисел и систем
счисления. Двоичная
система счисления.

Знать:
• Что такое система счисления
• Что какое основание системы
• Правила перевода в различные системы счисления
Уметь:
• Переводить числа в различные системы счисления
• Выполнять арифметические действия с двоичными числами

24.

§19. Числа в памяти
компьютера

Знать:
• Что такое электронная таблица и табличный процессор.
• Что такое электронная таблица и табличный процессор.
• Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки,
строки, столбцы, блоки и способы их идентификации.

25.

§20. §21 Знакомство с
электронными
таблицами. Ввод
информации в
электронные
таблицы: текстов,
чисел, формул.

Знать:
• Что такое табличный процессор.
• Что такое электронные таблицы.
• Типы полей в ЭТ.
• Правила заполнения ЭТ.

26.

Практическая
работа: Работа с
готовой ЭТ: просмотр,
ввод исходных данных,
изменение формул.
Создание ЭТ для
решения расчетной
задачи.

27.

28.

Знать:
• Как создавать ЭТ.
• Правила заполнения полей ЭТ.
• Типы полей.
Уметь:
• Открывать готовую ЭТ.
• Редактировать записи полей.
• Устанавливать типы полей. Заполнять ЭТ.
• Производить простые вычисления с помощью ЭТ.
Знать:
• Что такое электронная таблица и табличный процессор.
• Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки,
строки, столбцы, блоки и способы их идентификации.
• Какие типы данных заносятся в ЭТ, как табличный процессор
§22. Понятие
работает с формулами.
диапазона.
Относительная
• Основные функции (математические, статистические), используемые
адресация.
при записи формул в ЭТ.
Статистические
Уметь:
функции. Сортировка • Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных
данных.
процессоров.
• Редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице.
• Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ:
копирование, удаление, вставка, сортировка.
Знать:
•
Что такое диапазон в ЭТ.
Практическая
• Операции, проводимые над фрагментами ЭТ.
работа:
Уметь:
Манипулирование
фрагментами ЭТ,
• Производить определенные операции с фрагментами ЭТ.
решение расчетных
• Решать простые задачи в ЭТ.
задач.
• Обрабатывать решение задач, используя диапазоны ЭТ.
Уметь:

29.

§23. Графическая
обработка данных,
абсолютная
адресация.
Практическая
работа:
Использование
встроенных
графических средств.

30.

§24. Логические
выражения и
условная функция.
Логические функции.
Практическая
работа: Решение задач
с использованием
условной и логической
функций.

31.

§25. §26 ЭТ и
математическое
моделирование.
Имитационные
модели в ЭТ

32.

Контрольная работа
№4: Табличные
вычисления на
компьютере.

• Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных
процессоров.
• Редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице.
• Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ:
копирование, удаление, вставка, сортировка.
Основные функции (математические, статистические), используемые
при записи формул в ЭТ.
Знать:
• Что такое электронная таблица и табличный процессор.
• Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки,
строки, столбцы, блоки и способы их идентификации.
• Какие типы данных заносятся в ЭТ, как табличный процессор
работает с формулами.
• Основные функции (математические, статистические), используемые
при записи формул в ЭТ.
• Графические возможности табличного процессора.
Уметь:
• Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных
процессоров.
• Редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице.
• Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ:
копирование, удаление, вставка, сортировка.
• Получать диаграммы с помощью графических средств
Знать:
• Правила составления логических выражений.
• Что такое логические и условные функции.
Уметь:
• Составлять выражения для логических и условных функций.
• Использовать логические и условные функции в решении задач.
• Решать сложные вычислительные задачи в ЭТ.
Знать:
• Понятие математического моделирования.
• Что связывает ЭТ и математическое моделирование.
• Понятие имитационной модели.
• Каким образом можно построить имитационную модель в ЭТ.
Знать:
• Что такое ЭТ и табличный процессор.
• Правила заполнения ЭТ.
• Типы полей ЭТ.
• Что такое диапазон ЭТ.
• Что такое логическое выражение, логическая и условные функции.
• Графические возможности ЭТ.
Уметь:
• Создавать и заполнять ЭТ.
• Обрабатывать диапазоны ЭТ.
• Решать простые и сложные задачи в ЭТ.
• Иллюстрировать таблицы графиками, диаграммами и т.д.

33- Повторение материала
•
34. за 8 класс.

9 класс
№ ур.

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Управление и алгоритмы (12 ч)

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

§1,2
Знать:
Кибернетическая
• Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи.
модель управления.
• Сущность кибернетической схемы управления с обратной
Управление с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
связью и без обратной • Что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в
связи
системах управления.
Уметь:
• При анализе простых ситуаций управления определять механизм
прямой и обратной связи.
§3
Понятие алгоритма и
его свойства.
Знать:
Исполнитель
• В чем состоят основные свойства алгоритма.
алгоритмов:
• Способы
записи
алгоритмов:
блок-схемы,
учебный
назначение, среда,
алгоритмический язык.
система команд,
режимы работы.
§4
Уметь:
Графический учебный • Пользоваться языком блок-схем.
исполнитель. Работа с • Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом
УИА: построение
языке.
линейных алгоритмов. • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.
§5
Вспомогательные
Знать:
алгоритмы и
• Назначение вспомогательных алгоритмов.
подпрограммы.
• Технологии построения сложных алгоритмов.
Циклические
алгоритмы.
Работа с учебным
Уметь:
исполнителем
• Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы
алгоритмов.
управления одним из учебных исполнителей.
Использование
• Выделять
подзадачи,
определять
и
использовать
вспомогательных
вспомогательные алгоритмы.
алгоритмов.
§6
Уметь:
Язык блок-схем.
• Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы
Использование циклов. управления одним из учебных исполнителей.
• Выделять
подзадачи,
определять
и
использовать
вспомогательные алгоритмы.
§6
Уметь:
Язык блок-схем,
• Пользоваться языком блок-схем.
учебный
• Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом
алгоритмический язык языке.
Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.
§6
Уметь:
составлять блок-схемы и записывать команды в циклических алгоритмах.

9.

10.

Разработка
циклических
алгоритмов
§7
Ветвление и
последовательная
детализация
алгоритма.
§7
Использование метода
последовательной
детализации

11.

Зачетное задание по
алгоритмизации

12.

Контрольная работа
№1.Управление и
алгоритмы

Знать:
• Назначение

вспомогательных
алгоритмов,
технологии
построения сложных алгоритмов: метод последовательной
детализации и сборочный (библиотечный метод).

Уметь:
• Пользоваться языком блок-схем.
• Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке.
Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.
Уметь:
• При анализе простых ситуаций управления определять механизм
прямой и обратной связи.
• Пользоваться языком блок-схем.
• Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке.
• Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.
• Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы
управления одним из учебных исполнителей.
Выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные
алгоритмы.
Знать:
• Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи.
• Сущность кибернетической схемы управления с обратной
связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
• Что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в
системах управления.
• В чем состоят основные свойства алгоритма.
• Способы
записи
алгоритмов:
блок-схемы,
учебный
алгоритмический язык.
Уметь:
• При анализе простых ситуаций управления определять механизм
прямой и обратной связи.
• Пользоваться языком блок-схем.
• Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке.
• Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.
• Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы
управления одним из учебных исполнителей.
• Выделять
подзадачи,
определять
и
использовать
вспомогательные алгоритмы.

Введение в программирование (15ч)
13.

§8,9
Что такое
программирование.
Алгоритмы работы с
величинами.

Знать:
• Основные типы и виды величин.
• Понятие программирования.
• Алгоритм работы с величинами.

14.

15.

16.

17.

§10
Линейные
вычислительные
алгоритмы.
Алгоритмы с
ветвящейся
структурой.
§11
Знакомство с языком
Паскаль. Структура
программы на языке
Паскаль. Операторы
ввода, вывода,
присваивания.

Знать:
• Основные типы и виды величин.
• Представление линейных и ветвящихся алгоритмов.

Знать:
• Основные типы и виды величин.
• Назначение языков программирования.
• Что такое трансляция.
• Назначение систем программирования.
• Правила оформления программы на Паскале.
• Правила представления данных и операторов на Паскале.
• Последовательность выполнения программы в системе
программирования.
Знать:
§11
Программирование на • Правила составления и оформления программ на Паскале
Уметь:
Паскале линейных
• Работать с готовой программой на одном из языков
алгоритмов
программирования высокого уровня.
§12-14
Знать:
Оператор ветвления. • Правила составления и оформления линейных и ветвящихся
Логические операции
программ на Паскале
на Паскале.
Уметь:
• Работать с готовой программой на одном из языков
программирования высокого уровня.
• Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы.

18.

§12-14

19.

§15

Разработка
программы на языке
Паскаль с
использованием
оператора ветвления
и логических
операций

Циклы на языке
Паскаль

Знать:
•Основные типы и виды величин.
•Назначение языков программирования.
•Что такое трансляция.
•Назначение систем программирования.
•Правила оформления программы на Паскале.
•Правила представления данных и операторов на Паскале.
•Последовательность выполнения программы в системе
программирования.
Уметь:
•Работать с готовой программой на одном из языков
программирования высокого уровня.
•Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы.
Знать: определение цикла
Уметь:
•Работать с готовой программой на одном
программирования высокого уровня.
•Составлять несложные ветвящиеся программы.

из

языков

20.

§15
Программирование
циклов с
предусловием.

Знать:
•Основные типы и виды величин.
•Назначение языков программирования.
•Что такое трансляция.
•Назначение систем программирования.
•Правила оформления программы на Паскале.
•Правила представления данных и операторов на Паскале.
•Последовательность выполнения программы в системе
программирования.

21.

§16

Знать: Идея Алгоритма Евклида
Уметь:
•Работать с готовой программой на одном
программирования высокого уровня.
•Составлять несложные ветвящиеся программы.

Сочетание циклов и
ветвлений.
Алгоритм Евклида.
Функции в Паскале.

из

языков

22.

§17-19
Знать: Что такое массив?
Одномерные массивы
•Основные типы и виды величин.
в Паскале. Разработка
•Назначение языков программирования.
программ.
•Что такое трансляция.
•Назначение систем программирования.
•Правила оформления программы на Паскале.
•Правила представления данных и операторов на Паскале.
•Последовательность выполнения программы в системе
программирования.

23.

§20

24.

Знать: что такое случайные числа;
Понятие случайного
Датчик случайных чисел на Паскале;
числа. Датчик
Алгоритм поиска числа в массиве
случайных чисел в
Уметь:
Паскале. Поиск чисел •Составлять несложные программы обработки одномерных
в массиве.
массивов.
•Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
§20
Знать: что такое случайные числа;
Разработка
Датчик случайных чисел на Паскале;
программы поиска
Алгоритм поиска числа в массиве
числа в случайно
Уметь:
сформированном
•Составлять несложные программы обработки одномерных
массиве.
массивов.
Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Составлять программу поиска числа в массиве

25.

§21

Поиск наибольшего и
Знать: поиск максимума и минимума в электронной таблице;
наименьшего
Блок-схемы алгоритмов поиска максимума и минимума в массиве
элемента массива.
Уметь:
Составление
•Составлять несложные программы обработки одномерных
программы
массивов.
нахождения
Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
наибольшего и
Составлять программу поиска максимума и минимума в массиве
наименьшего
элемента массива.

26.

27.

§22

Сортировка массива.
Составление
программы на
Паскале сортировки
массива.
Контрольная работа
по теме «Введение в
программирование»

Знать: алгоритм сортировки методом пузырька
Уметь:
•Составлять несложные программы обработки одномерных
массивов.
Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Составлять программу сортировки методом пузырька.
Знать:
•Что такое трансляция.
•Назначение систем программирования.
•Правила оформления программы на Паскале.
•Правила представления данных и операторов на Паскале.
•Последовательность выполнения программы в системе
программирования.
Уметь:
•Работать с готовой программой на одном из языков
программирования высокого уровня.
•Составлять несложные линейные, ветвящиеся, циклические
программы.
•Составлять несложные программы обработки одномерных
массивов.
•Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Информационные технологии и общество (4 часа)
28.

29.

30.

31.

§23-25
Предыстория
информатики.
История ЭВМ,
программного
обеспечения и ИКТ.

Знать:
•Основные этапы развития средств работы с информацией в
истории человеческого общества.
•Историю способов записи чисел (систем счисления).
Уметь:
•Регулировать свою информационную деятельность в соответствии
с этическими и правовыми нормами общества.

Знать:
§26-27
•
Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь
Информационные
ресурсы современного информационных ресурсов.
Уметь:
общества.
•Регулировать свою информационную деятельность в соответствии
с этическими и правовыми нормами общества.
§28
Знать: об информационных этике и праве;
Социальная
проблему информационной безопасности.
информатика:
информационная
безопасность.
Знать:
Итоговая
• Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи.
контрольная работа
• Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью;
назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
• Что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в системах
управления.
• В чем состоят основные свойства алгоритма

• Способы

32,33,
34.

записи
алгоритмов:
блок-схемы,
учебный
алгоритмический язык
• Основные типы и виды величин.
• Понятие программирования.
•Алгоритм работы с величинами
•Назначение систем программирования.
•Правила оформления программы на Паскале.
•Правила представления данных и операторов на Паскале.
•Основные этапы развития средств работы с информацией в
истории человеческого общества.
•Историю способов записи чисел (систем счисления)
•Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Уметь:
• Пользоваться языком блок-схем.
• Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке.
• Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя
• Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы
управления одним из учебных исполнителей
• Работать с готовой программой на одном из языков
программирования высокого уровня.
• Составлять несложные линейные и ветвящиеся программы
• Отлаживать и исполнять программы в системе программирования
• Переводить числа из одной системы счисления в другую
• Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и
программного обеспечения
Знать:
Повторение
материала за 7-9 класс • Понятие Кибернетики, ее предмет и задачи.
• Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью;
назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
• Понятие программирования.
•Правила оформления программы на Паскале.
•Основные этапы развития средств работы с информацией в
истории человеческого общества.
•Историю способов записи чисел (систем счисления)
Уметь:
• Пользоваться языком блок-схем.
• Понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке.
• Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы
управления одним из учебных исполнителей
• Переводить числа из одной системы счисления в другую
• Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и
программного обеспечения

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания ШМО
«Мыслитель»
от 25.08.2023 г.
___________ С.П.Булатецкая

Заместитель директора по УВР
______________Т.В.Кошель
29.08.2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-861-535-36-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».