rp-7-9-fizika-fgos-ooo-2023-2024

Краснодарский край
муниципальное образование Староминский район х.Восточный Сосык
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 им. Л.Д. Телицына

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «30» августа 2023 года
Председатель педсовета
________________И.И.Беляев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По

физике_

Уровень образования (класс) основное общее образование (7-9 классы)
Количество часов 238
Учитель

1

Мороз Валентина Николаевна

1

Программа разработана на основе авторской программы А.В. Перышкина ,
Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Программы основного общего образования.
Физика .7-9 классы.Методическое пособие. Физика. 7-9 классы/ сост. Е.Н.
Тихонова - 4 -е издание-М.: Дрофа, 2015 с учётом планируемого к
использованию УМК А. В. Пёрышкина, Е. М. Гутник

Рабочая программа по физике для основной школы разработана на основе:
 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29
декабря 2012 года


Программа разработана на основании ФГОС ООО 2021г. в соответствии с ФОП
ООО.
 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ
№6 им.Л.Д.Телицына

Программы основного общего образования. Физика 7-9 классы. Авторы: А.В.
Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. Методическое пособие . Физика 7-9 классы/
сост. Е.Н. Тихонова. -М.: Дрофа, 2015
Программа по физике для основной школы составлена на основе
фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования второго поколения.
Предлагаемая программа обеспечивает систему фундаментальных знаний основ
физической науки для обучающихся основной школы.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах
научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической
картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения
физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью
таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять
полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов,
принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и
выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:
 знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования
физических явлений;
 овладение обучающимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически
установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка
следствий из гипотезы;
 формирование у обучающихся умений наблюдать физические явления, выполнять
физические
опыты,
лабораторные
работы
и
осуществлять
простейшие
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов,
оценивать погрешность проводимых измерений;

 приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных
явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.
 понимание отличий научных данных от непроверенной информации;
 овладение обучающимися умениями использовать дополнительные источники
информации, в частности, всемирной сети Интернет.
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 238
учебных часов, в том числе в 7, 8 по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в
неделю, в 9 классе 102 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю.
Содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе
непрерывного естественно - научного образования, служит основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации. Предмет «Физика» изучается на уровне
основного общего образования в 7 - 9 классах в общем объеме 238 часов.
Год обучения

Класс

1
2
3

7
8
9

Количество
часов в неделю
2
2
3

Количество
Количество
учебных недель часов в год
34
68
34
68
34
102
ВСЕГО 238

Программой предусмотрено проведение контрольных и лабораторных работ.
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие
типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра
(косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению
факторов, влияющих на протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением
результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и
сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.

Тематическое распределение часов
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Содержание (разделы, темы)
Введение
Первоначальные сведения о
строении вещества
Взаимодействие тел
Давление твёрдых тел,
жидкостей и газов
Работа и мощность. Энергия
Тепловые явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
Световые явления
Законы взаимодействия и
движения тел
Механические колебания и
волны. Звук
Электромагнитное поле
Строение атома и атомного
ядра
Строение и эволюция
Вселенной
Обобщающее повторение
Резервное время
Итого:

Количество часов
авторская
рабочая
программа
программа
7
8
9
7
8
4
4
6
6
23
21

9

23
21

13

14
23
29
5
10

23
27
5
13
23

34

12

18

16
11

31
13

5

5
1

3
70

3
70

3
70

68

68

102

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на
достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
 1) патриотического воспитания:
  проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;
  ценностное отношение к достижениям российских учёных-­физиков;
 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
  готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
  осознание важности морально-­этических принципов в деятельности учёного;
 3) эстетического воспитания:
  восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности;

























4) ценности научного познания:
 осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира,
основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
 развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с
электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права у другого человека;
6) трудового воспитания:
 активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
требующих в том числе и физических знаний;
 интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
 ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
 повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
 потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
 осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
 планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
 стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики,
в том числе с использованием физических знаний;
 оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты,
включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения;

 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
 выявлять причинно­-следственные связи при изучении физических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение
нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
 анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и
проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
 публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной физической проблемы;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её
достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной
работы, обобщать мнения нескольких людей;
 выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:
 выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения
физических знаний;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического
исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
 ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную
тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
 признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в
утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
 использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение,
эксперимент, модель, гипотеза, единицы физических величин, атом, молекула,
агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное), механическое
движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория,
равнодействующая сила, деформация (упругая, пластическая), невесомость,
сообщающиеся сосуды;
 различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное
движение, неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие
твёрдых тел с закреплённой осью вращения, передача давления твёрдыми
телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, превращения
механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
 распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в
том числе физические явления в природе: примеры движения с различными
скоростями в живой и неживой природе, действие силы трения в природе и
технике, влияние атмосферного давления на живой организм, плавание рыб,
рычаги в теле человека, при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
 описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя

скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление
(твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа,
мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия
механизмов, кинетическая и потенциальная энергия), при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин;
 характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила
сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда,
правило равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон
сохранения механической энергии, при этом давать словесную формулировку
закона и записывать его математическое выражение;
 объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций
практико­ориентированного
характера:
выявлять
причинно­следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на
1–2 изученных свойства физических явлений, физических закона или
закономерности;
 решать расчётные задачи в 1–2 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и
проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения
задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов,
в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу),
различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе
опыта, делать выводы по его результатам;
 проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств
тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из
предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
 выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и
температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов, записывать
показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;
 проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося
тела от времени движения тела, силы трения скольжения от веса тела, качества
обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади
соприкосновения тел, силы упругости от удлинения пружины, выталкивающей
силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её
независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело,
условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков), участвовать в
планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять
измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества
жидкости и твёрдого тела, сила трения скольжения, давление воздуха,

выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело,
коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной
инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку
и вычислять значение искомой величины;
 соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
 указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы,
термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и
неподвижный блок, наклонная плоскость;
 характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств
с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода,
гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр),
используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические
законы и закономерности;
 приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
 осуществлять отбор источников информации в Интернете в соответствии с
заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения
различных источников выделять информацию, которая является противоречивой
или может быть недостоверной;
 использовать при выполнении учебных заданий научно­-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет,
владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из
одной знаковой системы в другую;
 создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2–3
источников информации физического содержания, в том числе публично делать
краткие сообщения о результатах проектов или учебных исследований, при этом
грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики,
сопровождать выступление презентацией;
 при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в
группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана
действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы,
выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
 использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и
молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела,
насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, температура, внутренняя
энергия, тепловой двигатель, элементарный электрический заряд, электрическое
поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное
поле;
 различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое
равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация,
плавление,
кристаллизация
(отвердевание),
кипение,
теплопередача

(теплопроводность, конвекция, излучение), электризация тел, взаимодействие
зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие
магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная
индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
 распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в
том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и
капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца,
замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега,
электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов,
магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на
Земле, полярное сияние, при этом переводить практическую задачу в учебную,
выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
 описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная
теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника,
удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока), при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, строить графики
изученных зависимостей физических величин;
 характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
основные положения молекулярно-­кинетической теории строения вещества,
принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения
заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения
энергии, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его
математическое выражение;
 объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико­ориентированного характера: выявлять причинно­следственные связи,
строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных
свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
 решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи,
выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и
сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов,
используя описание исследования, выделять проверяемое предположение,
оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
 проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма,
температуры, скорости процесса остывания и нагревания при излучении от цвета
излучающей (поглощающей) поверхности, скорость испарения воды от
температуры жидкости и площади её поверхности, электризация тел и

взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие постоянных магнитов,
визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия магнитного поля
на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя
постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать
установку из предложенного оборудования, описывать ход опыта и
формулировать выводы;
 выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха,
силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков
физических величин, сравнивать результаты измерений с учётом заданной
абсолютной погрешности;
 проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от
его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества
проводника, силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике,
исследование последовательного и параллельного соединений проводников):
планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя
предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость
вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока):
планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя
предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
 соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
 характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств
с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр,
паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии,
электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры),
электрические предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного
тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические закономерности;
 распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по
схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр,
гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат), составлять
схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
 приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
 осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, на основе
имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять
информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
 использовать при выполнении учебных заданий научно-­популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет,

владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из
одной знаковой системы в другую;
 создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая
информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе
публично представлять результаты проектной или исследовательской
деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат
курса физики, сопровождать выступление презентацией;
 при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов
распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами,
следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать
коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
 использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория,
относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая),
трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки, центр
тяжести, абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие,
механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук,
электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн, свет, близорукость и
дальнозоркость, спектры испускания и поглощения, альфа­, бета- и гаммаизлучения, изотопы, ядерная энергетика;
 различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное
движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение,
колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс,
волновое движение, отражение звука, прямолинейное распространение,
отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение
белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света,
естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения)
по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих
данное физическое явление;
 распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в
том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет
Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков
животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел,
оптические явления в природе, биологическое действие видимого,
ультрафиолетового и рентгеновского излучений, естественный радиоактивный
фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов,
действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки)
физических явлений;
 описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении,
ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости,
сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс
силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого

над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая
энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина
волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель преломления
среды), при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить
графики изученных зависимостей физических величин;
 характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон
сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил,
принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса,
законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и
массового чисел при ядерных реакциях, при этом давать словесную
формулировку закона и записывать его математическое выражение;
 объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико­ориентированного характера: выявлять причинно­-следственные связи,
строить объяснение из 2–3 логических шагов с опорой на 2–3 изученных
свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
 решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений), используя
законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостающие или
избыточные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения,
проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения
физической величины;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов,
используя описание исследования, выделять проверяемое предположение,
оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы,
интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
 проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии, зависимость
периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и
независимость от амплитуды малых колебаний, прямолинейное распространение
света, разложение белого света в спектр, изучение свойств изображения в
плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе,
наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно
собирать установку из избыточного набора оборудования, описывать ход опыта и
его результаты, формулировать выводы;
 проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее
значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы),
обосновывать выбор способа измерения (измерительного прибора);
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном
движении без начальной скорости, периода колебаний математического
маятника от длины нити, зависимости угла отражения света от угла падения и
угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно
собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости
физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;

 проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и
ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения,
жёсткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и
мощность, частота и период колебаний математического и пружинного
маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон):
планировать измерения, собирать экспериментальную установку и выполнять
измерения, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и
анализировать полученные результаты с учётом заданной погрешности
измерений;
 соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза,
планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;
 характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств
с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения,
расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические
световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о
свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
 использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств,
измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно­практических задач, оптические схемы для построения изображений в плоском
зеркале и собирающей линзе;
 приводить примеры (находить информацию о примерах) практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
 осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете,
самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения
достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и
дополнительных источников;
 использовать при выполнении учебных заданий научно­-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет,
владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из
одной знаковой системы в другую;
 создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из
нескольких источников физического содержания, публично представлять
результаты проектной или исследовательской деятельности, при этом грамотно
использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и
сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории
сверстников.

2. Содержание учебного предмета
7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел.
Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических
величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц.
Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
 понимание физических терминов: тело, вещество, материя.
 умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины:
расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления прибора с
учетом погрешности измерения;
 понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на
технический и социальный прогресс.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых
телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения
твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе
молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. Определение размеров малых тел.
Предметными результатами изучения темы являются:
 понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.
 владение экспериментальными методами исследования при определении размеров
малых тел;
 понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел;
различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
 умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в
кратные и дольные единицы
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана окружающей среды).
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция.
Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества.
Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и
массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных
по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел
Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Предметными результатами изучения темы являются:













понимание и способность объяснять физические явления: механическое -движение,
равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение
умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения
качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в
одну и в противоположные стороны
владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного
пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от
массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы
нормального давления
понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон
Гука
владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней
скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы,
силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в
соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов
физики
умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой
тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой
тяжести и весом тела
умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот
понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной
жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
быту, охране окружающей среды.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа.
Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача
давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление.
Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный
насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Предметными результатами изучения темы являются:
 понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление,
давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание,
расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной
оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления
 умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки
сосуда, силу Архимеда
 владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы
Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от
действия силы тяжести и силы Архимеда
 понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон Паскаля, закон Архимеда
 понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса,
гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и
способов обеспечения безопасности при их использовании
 владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление
жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной
задачи на основании использования законов физики
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной
жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Работа и мощность. Энергия (14 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия
равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного
действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Предметными результатами изучения темы являются:
 понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел
превращение одного вида механической энергии другой
 умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы.
КПД, потенциальную и кинетическую энергию
 владение экспериментальными методами исследования при определении
соотношения сил и плеч, для равновесия рычага
 понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии
 понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми
человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при
их использовании.
 владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы,
мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и
потенциальной энергии
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача.Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная
теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические
проблемы использования тепловых машин.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Измерение влажности воздуха.
Предметными результатами при изучении темы являются:
 понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение,
теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи
или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание)
вещества, охлаждение жидкости при испарении, конденсация, кипение, выпадение
росы
 умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость
вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельная теплоту парообразования,
влажность воздуха
 владение экспериментальными методами исследования ависимости относительной
влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной
температуре и давления насыщенного водяного пара: определения удельной
теплоемкости вещества
 понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров
психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек

постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности
при их использовании
 понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах и умение применять его на практике
 овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения
удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или
выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты
плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации,
КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на
основании использования законов физики
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов.
Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое
поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон.
Строение атома. Электрический ток. Действие
электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока.
Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического
тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с
электроприборами.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Предметными результатами при изучении темы являются:
 понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел,
нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах,
электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока
 умение измерять силу электрического тока, электрическое напряжение,
электрический заряд, электрическое сопротивление
 владение экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на
участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления
проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала
 понимание смысла закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка
цепи. Закона Джоуля-Ленца
 понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического
элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с
которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения
безопасности при их использовании
 владение различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока,
напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении
проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока,
количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора,
работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Электромагнитные явления (5 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле
катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле
Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электрический двигатель.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока
(на модели).
Предметными результатами изучения темы являются:
 понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и
стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной
стрелки, действие магнитного поля на проводник с током
 владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного
действия катушки от силы тока в цепи
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Световые явления (13 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил.
Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон
преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения,
даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
11. Получение изображения при помощи линзы.
Предметными результатами изучения темы являются:
 понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное
распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света
 умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы
 владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от
расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла
падения света на зеркало
 понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного
распространения света
 различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую
силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы,
изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.
9 класс (102 ч, 3 ч в неделю)
Законы взаимодействия и движения тел (34 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного
равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость,
ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при
равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы
Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон
сохранения импульса. Реактивное движение.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Предметными результатами изучения темы являются:
 понимание и способность описывать и объяснять физические явления:
поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел.
невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
 знание и способность давать определения /описания физических понятий:
относительность движения (перечислить, в чём проявляется), геоцентрическая и
гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное
движение; физических моделей: материальная точка, система отсчёта, физических






величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения,
мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении,
скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по
окружности, импульс;
понимание смысла основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного
тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии, умение применять их на
практике и для решения учебных задач;
умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе
перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение
объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);
умение измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном
прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном
движении по окружности.

Механические колебания и волны. Звук (18 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение
энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны.
Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины
его нити.
Предметными результатами изучения темы являются:
 понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания
нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой),
механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
 знание и способность давать определения физических понятий: свободные
колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные
колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда,
период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота,
[тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические
колебания], математический маятник;
 владение экспериментальными методами исследования зависимости периода
колебаний груза на нити от длины нити.
Электромагнитное поле (31 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий
его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор.
Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные
волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных
колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света.
Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических
спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Предметными результатами изучения темы являются:



понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы:
электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света,
поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров
излучения и поглощения;
 умение давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии
магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток,
переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны,
электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин:
магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных
колебаний, показатели преломления света;
 знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления
света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
 знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств:
электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор,
колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;
 понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.
Строение атома и атомного ядра (13 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гаммаизлучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных
ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные
методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл
зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при
ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная
энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период
полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Предметными результатами изучения темы являются:
 понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивное
излучение, радиоактивность, ионизирующее излучение.
 знание и способность давать определения/описания физических понятий:
радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения
атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом; физических величин:
поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период
полураспада.;
 умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических
устройств и установок (в том числе): счетчик Гейгера. камера Вильсона, пузырьковая
камера, ядерный реактор на медленных нейтронах
 использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни (быт,
экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);
 умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром_
 знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон .сохранения
массового числа, закон созранения заряда, радиоактивного распада., правило смещения;
 понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
 умение использоват полученные знания в повседневной жизнб (Быт, экология, охрана
окружающей среды, техника безопасности и др.)
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела
Солнечной системы. Строение,
излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция
Вселенной.







Предметными результатами изучения темы являются:
представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной
системы,
знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются
их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и
радиоактивные в недрах планет);
сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с
соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и
различное;
объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона
Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели
нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.

Обобщающее повторение (1ч)
Направления проектной деятельности обучающихся:
Охрана окружающей среды в лесу, на море, в городе, по месту проживания и учебы.
Скорость движения автотранспорта и тормозной путь автомобиля.
Полезное и вредное трение. Правила дорожного и пешеходного движения. Меры
предосторожности при гололеде. Безопасное поведение на дорогах во время гололеда и дождя.
Безопасный спуск по канату. Оказание первой медицинской помощи при травмах. Безопасность
поведения на дорогах. Расчет скорости движения транспорта и тормозного пути. Расчет
траектории движения транспорта. Дорога глазами водителя и пешехода.
Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.
Экономия энергоресурсов при использовании в практике явления инерции.
Гравитационные пылеосадочные камеры. ИЗС для глобального изучения влияния деятельности
человека на природу планеты.
Проблемы космического мусора. Центробежные очистители. Мировые достижения в освоении
космического пространства. Значение озона и озонового слоя для жизни человека.
Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта. Единый
мировой воздушный и водный океаны.
Экологическая безопасность различных механизмов. Связь прогресса человеческой
цивилизации с энергопотреблением. Шумовое загрязнение среды, последствия и пути его
преодоления. Признаки утомления органов слуха, способы их снятия. Микроклимат в классе и
квартире. Голосовой аппарат человека. Слуховой аппарат человека. Профилактика нормального
слуха человека. Перкуссия в медицине. Ультразвук и инфразвук, их влияние на человека. Роль
ультразвука в биологии и медицине. Акустические очки. Ультразвук. Ультразвуковая очистка
воздуха. Вредное влияние вибраций на человеческий организм.
Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.
Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду .
Меры безопасности при знакомстве с неизвестными веществами. Влияние паров ртути на
организм человека. Диффузия в живой природе, ее роль в питании и дыхании человека и живых
организмов. Гигиена кожи. Моющие средства и правила их хранения и использования в быту.
Влияние характеристик окружающей среды (температура, атмосферное давление,
влажность) на жизнедеятельность человека. Соблюдение теплового режима в школе и дома.
Гигиенические требования к воздухообмену в классе. Влияние повышенной и пониженной
температуры на организм человека. Оказание первой помощи при высокой температуре
(физические методы охлаждения тела человека при высокой температуре и согревание тела при
обморожении). Круговорот воздуха в природе. Роль испарения при понижении температуры во
время болезни и при охлаждении продуктов питания в летнее время на природе. Влияние
влажности на самочувствие человека.
Сосудистые реакции на повышение температуры. Принципы закаливания. Правила
проветривания помещений. Факторы, способствующие обморожению. Как надо одеваться

зимой, чтобы не получить обморожение, правила приема солнечных ванн. Оказание первой
помощи при тепловом ударе и обморожении.
Загрязнение атмосферы выхлопными газами и их влияние на здоровье человека. Охрана
окружающей среды. Парниковый эффект. Новые виды топлива. Нарушение теплового баланса
природы.
Правила безопасности при транспортировке и переливании горючих веществ. Влияние
стационарного электричества на биологические объекты.
Использование электричества в производстве, быту. Правила безопасной работы с
электрическими приборами в школе и дома. Короткое замыкание и его последствия.
Предохранители и вред “жучков”. Роль заземления. Поведение во время грозы. Опасность опор
высокого напряжения или трансформаторной будки, и обрыва провода высокого напряжения.
Атмосферное электричество. Электрический способ очистки воздуха от пыли. Влияние
магнитных бурь на самочувствие человека. Применение магнитов в медицине. Использование
магнитных сережек, браслетов, магнитных приборов для проращивания семян.
Влияние электромагнитного поля на биологические объекты.
Преимущество электротранспорта. Способы экономии электроэнергии. ГЭС. ЛЭП. Ухудшение
зрения при ультрафиолетовом облучении. Профилактика защиты глаз в яркий солнечный день,
в ясный зимний день, на воде, в горах.
Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора и его
экологические последствия.
Опасность ионизирующей радиации. Естественный радиационный фон.
АЭС и их связь с окружающей средой. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и её последствия.
Экологические проблемы ядерной энергетики (безопасное хранение радиоактивных отходов,
степень риска аварий на атомных электростанциях). Лучевая болезнь. Ядерная война – угроза
жизни на Земле.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых
на освоение каждой темы
Тема, содержание

Характеристика основных видов
учебной деятельности учащихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Введение (4 часа)
Физика — наука о природе.
Физические явления. Физические
свойства
тел.
Наблюдение
и
описание
физических
явлений.
Физические величины. Измерения
физических
величин:
длины,
времени, температуры. Физические
приборы. Международная система
единиц. Точность и погрешность
измерений. Физика и техника.

Первоначальные сведения о
строении вещества (6 ч)
Строение
вещества.
Опыты,
доказывающие атомное строение
вещества.
Тепловое
движение
атомов и молекул. Броуновское
движение. Диффузия в газах,
жидкостях и твердых телах.
Взаимодействие частиц вещества.
Агрегатные состояния вещества.
Модели строения твердых тел,
жидкостей и газов. Объяснение
свойств
газов,
жидкостей
и
твердых
тел
на
основе
молекулярно-кинетических
представлений

Наблюдать и описывать физические
явления.
Участвовать в обсуждении явления
падения тел на землю.
Высказывать предположения,
гипотезы.
Определять цену деления шкалы
прибора погрешность измерения.
Проводить наблюдения физических
явлений;
измерять
физические
величины: расстояние, промежуток
времени, температуру.

1,2,3,4,6,5,7,8

Наблюдать и объяснять явление 4,6,7,8
диффузии.
Выполнять опыты по обнаружению
действия
сил
молекулярного
притяжения. Объяснять свойства
газов, жидкостей и твердых тел на
основе атомной теории строения
вещества.

Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое
движение.
Траектория. Путь. Равномерное и
неравномерное движение. Скорость.
Графики зависимости пути и модуля
скорости от времени движения.
Инерция.
Инертность
тел.
Взаимодействие тел. Масса тела.
Измерение массы тела. Плотность
вещества. Сила. Сила тяжести. Сила
упругости. Закон Гука. Вес тела.
Связь между силой тяжести и массой
тела. Сила тяжести на других
планетах. Динамометр. Сложение
двух сил, направленных по одной
прямой. Равнодействующая двух
сил. Сила трения. Физическая

Рассчитывать путь и скорость тела 4,5,6,7,8
при равномерном прямолинейном
движении. Представлять результаты
измерений и вычислений в виде
таблиц и графиков. Определять путь,
пройденный за данный промежуток
времени, и скорость тела по графику
зависимости пути равномерного
движения от времени. Измерять
массу тела, измерять плотность
вещества. Исследовать зависимость
удлинения стальной пружины от
приложенной силы. Исследовать
зависимость
силы
трения
скольжения
от
площади
соприкосновения
тел
и
силы

природа небесных тел Солнечной нормального давления. Измерять
системы.
силы взаимодействия двух тел.
Давление
твердых
тел,
жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел.
Давление
газа.
Объяснение
давления
газа
на
основе
молекулярно-кинетических
представлений. Передача давления
газами и жидкостями. Закон
Паскаля. Сообщающиеся сосуды.
Атмосферное давление. Методы
измерения атмосферного давления.
Барометр, манометр, поршневой
жидкостный
насос.
Закон
Архимеда. Условия плавания тел.
Воздухоплавание.

Обнаруживать
существование 4,5,6,7
атмосферного давления.
Объяснять причины плавания тел.
Измерять силу Архимеда.
Исследовать условия плавания тел.

Работа и мощность. Энергия (14
ч)
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы. Момент силы.
Условия
равновесия
рычага.
«Золотое правило» механики. Виды
равновесия.
Коэффициент
полезного
действия
(КПД).
Энергия.
Потенциальная
и
кинетическая
энергия.
Превращение энергии.

Исследовать условия равновесия
рычага.
Измерять работу силы.
Измерять мощность.
Измерять КПД наклонной плоскости.
Вычислять КПД простых
механизмов.

4,5,6,7

8 класс
Тема,содержание

Тепловые явления (23 ч)
Тепловое
движение.
Тепловое
равновесие.
Температура.
Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Теплопроводность.
Конвекция. Излучение. Количество
теплоты. Удельная теплоемкость.
Расчет количества теплоты при
теплообмене. Закон сохранения и
превращения
энергии
в
механических
и
тепловых
процессах.
Плавление
и
отвердевание кристаллических тел.
Удельная
теплота
плавления.
Испарение и конденсация. Кипение.
Влажность
воздуха.
Удельная
теплота
парообразования.
Объяснение изменения агрегатного
состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических
представлений.
Преобразование
энергии в тепловых машинах.
Двигатель внутреннего сгорания.
Паровая турбина. КПД теплового
двигателя.
Экологические

Характеристика видов
деятельности учащихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Наблюдать изменение внутренней 4,7
энергии тела при теплопередаче и
работе внешних сил. Исследовать
явление
теплообмена
при
смешивании холодной и горячей
воды.
Вычислять
количество
теплоты и удельную теплоемкость
вещества при теплопередаче.
Измерять удельную теплоемкость
вещества.
Измерять
теплоту
плавления
льда.
Исследовать
тепловые
свойства
парафина.
Наблюдать изменения внутренней
энергии
воды
в
результате
испарения. Вычислять количество
теплоты в процессах теплопередачи
при плавлении и кристаллизации,
испарении и конденсации.
Вычислять
удельную
теплоту
плавления
и
парообразования

проблемы использования тепловых
машин.

(27 ч)

Электрические

явления

Электризация тел. Два рода
электрических
зарядов.
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники,
диэлектрики
и
полупроводники.
Электрическое
поле.
Закон
сохранения
электрического заряда. Делимость
электрического заряда. Электрон.
Строение атома. Электрический
ток. Действие электрического поля
на
электрические
заряды.
Источники тока. Электрическая
цепь. Сила тока. Электрическое
напряжение.
Электрическое
сопротивление. Закон Ома для
участка цепи. Последовательное и
параллельное
соединение
проводников. Работа и мощность
электрического
тока.
Закон
Джоуля—Ленца.
Конденсатор.
Правила безопасности при работе с
электроприборами.

вещества.
Измерять влажность воздуха по
точке росы.
Обсуждать
экологические
последствия
применения
двигателей внутреннего сгорания,
тепловых и гидроэлектростанций.
Наблюдать явления электризации 1,2,4,6,7
тел
при
соприкосновении.
Объяснять явления электризации
тел
и
взаимодействия
электрических
зарядов.
Исследовать
действия
электрического поля на тела из
проводников
и
диэлектриков.
Собирать
и
испытывать
электрическую цепь.
Измерять
силу
тока
в
электрической цепи. Измерять
напряжение на участке цепи.
Измерять
электрическое
сопротивление.
Исследовать зависимость силы
тока в проводнике от напряжения
на его концах. Измерять работу и
мощность электрического тока.
Вычислять силу тока в цепи,
работу и мощность электрического
тока.
Объяснять явления нагревания
проводников электрическим током.
Знать
и
выполнять
правила
безопасности
при
работе
с
источниками постоянного тока.
—

Электромагнитные
явления (5 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное
поле. Магнитное поле прямого
тока. Магнитное поле катушки с
током.
Постоянные
магниты.
Магнитное
поле
постоянных
магнитов. Магнитное поле Земли.
Взаимодействие
магнитов.
Действие магнитного поля на
проводник с током. Электрический
двигатель.

Световые явления (13 ч)
Источники света. Прямолинейное
распространение света. Видимое

Экспериментально изучать
4,6.7
явления магнитного
взаимодействия тел. Изучать
явления намагничивания вещества
.Исследовать действие
электрического тока в прямом
проводнике на магнитную
стрелку.Обнаруживать действие
магнитного поля на проводник с
током. Обнаруживать магнитное
взаимодействие токов.Изучать
принцип действия
электродвигателя.
Экспериментально изучать явление 3,4
отражения
света.
Исследовать

движение светил. Отражение света.
Закон отражения света. Плоское
зеркало. Преломление света. Закон
преломления света. Линзы.
Фокусное расстояние линзы.
Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой.
Глаз как оптическая система.
Оптические приборы.

свойства изображения в зеркале.
Измерять фокусное расстояние
собирающей линзы.
Получать изображение с помощью
собирающей линзы. Наблюдать
явление дисперсии света

9 класс
Тема, содержание

Законы
взаимодействия
движения тел (34 ч)

Характеристика видов
деятельности учащихся
и

Материальная
точка.
Система отсчета. Перемещение.
Скорость
прямолинейного
равномерного
движения.
Прямолинейное равноускоренное
движение: мгновенная скорость,
ускорение, перемещение. Графики
зависимости
кинематических
величин
от
времени
при
равномерном и равноускоренном
движении.
Относительность
механического
движения.
Геоцентрическая
и
гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета.
Законы
Ньютона.
Свободное
падение.
Невесомость.
Закон
всемирного тяготения. Импульс.
Закон
сохранения
импульса.
Реактивное движение.

Механические
колебания
волны. Звук (18 ч)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Рассчитывать путь и скорость при
равноускоренном движении тела.
Измерять ускорение свободного
падения.
Определять пройденный путь и
ускорение движения тела по графику
зависимости скорости
равноускоренного прямолинейного
движения тела от времени.
Вычислять ускорение тела, силы,
действующие на тело, или массу на
основе второго закона Ньютона.
Исследовать зависимость удлинения
стальной пружины от приложенной
силы.
Экспериментально находить
равнодействующую двух сил.
Исследовать зависимость силы
трения скольжения от площади
соприкосновения тел и силы
нормального давления.
Измерять силы взаимодействия двух
тел.
Измерять силу всемирного
тяготения.
Экспериментально находить центр
тяжести плоского тела.
Применять закон сохранения
импульса для расчета результатов
взаимодействия тел.

1,3,4,6,8

Объяснять процесс колебаний
маятника. Исследовать зависимость
периода колебаний маятника от его
длины и амплитуды колебаний.

3,4,7

и

Колебательное
движение.
Колебания груза на пружине.
Свободные
колебания.
Колебательная система. Маятник.
Амплитуда,
период,
частота

колебаний. Превращение энергии
при
колебательном
движении.
Затухающие
колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение
колебаний
в
упругих средах. Поперечные и
продольные волны. Длина волны.
Связь длины волны со скоростью ее
распространения
и
периодом
(частотой).
Звуковые
волны.
Скорость звука. Высота, тембр и
громкость звука. Эхо. Звуковой
резонанс.
Электромагнитное

Вычислять длину волны и скорость
распространения звуковых волн.
Исследовать закономерности
колебаний груза на пружине.
Экспериментально определять
границы частоты слышимых
звуковых колебаний.

поле

(31ч)
Однородное и неоднородное
магнитное поле. Направление тока
и
направление
линий
его
магнитного
поля.
Правило
буравчика.
Обнаружение
магнитного поля. Правило левой
руки. Индукция магнитного поля.
Магнитный поток. Опыты Фарадея.
Электромагнитная
индукция.
Направление индукционного тока.
Правило
Ленца.
Явление
самоиндукции. Переменный ток.
Генератор
переменного
тока.
Преобразования
энергии
в
электрогенераторах.
Трансформатор.
Передача
электрической
энергии
на
расстояние.
Электромагнитное
поле. Электромагнитные волны.
Скорость
распространения
электромагнитных волн. Влияние
электромагнитных излучений на
живые организмы. Колебательный
контур.
Получение
электромагнитных
колебаний.
Принципы
радиосвязи
и
телевидения.
Электромагнитная
природа света. Преломление света.
Показатель
преломления.
Дисперсия света. Цвета тел. Типы
оптических спектров. Поглощение
и испускание света атомами.
Происхождение
линейчатых
спектров.

Экспериментально изучать явления
магнитного взаимодействия тел.
Изучать явления намагничивания
вещества.
Исследовать действие
электрического тока в прямом
проводнике на магнитную стрелку.
Обнаруживать действие магнитного
поля на проводник с током.
Обнаруживать магнитное
взаимодействие токов. Изучать
принцип действия электродвигателя

1,4,6.7,8

Измерять элементарный
электрический заряд.
Наблюдать линейчатые спектры
излучения.
Наблюдать треки альфа-частиц в
камере Вильсона.
Обсуждать проблемы влияния
радиоактивных излучений на

1,2,4,7

Строение атома и атомного ядра
(13 ч)
Радиоактивность как свидетельство
сложного строения атомов. Альфа-,
бета- и гамма-излучения. Опыты
Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения
атомных ядер. Сохранение
зарядового и массового чисел при
ядерных реакциях.
Экспериментальные методы
исследования частиц. Протоннонейтронная модель ядра.

Физический смысл зарядового и
массового чисел. Изотопы. Правила
смещения для альфа- и бетараспада при ядерных реакциях.
Энергия связи частиц в ядре.
Деление ядер урана. Цепная
реакция. Ядерная энергетика.
Экологические проблемы работы
атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада.
Закон радиоактивного распада.
Влияние радиоактивных излучений
на живые организмы. Термоядерная
реакция. Источники энергии
Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной
(5 ч)
Состав, строение и происхождение
Солнечной системы. Планеты и
малые тела Солнечной системы.
Строение, излучение и эволюция
Солнца и звезд. Строение и
эволюция Вселенной.

Обобщающее повторение (1 ч)

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания №1 ШМО
естественно-математического цикла
от «25» августа 2023 г.
Руководитель ШМО
Булатецкая С.П._____________

живые организмы

Наблюдать и приводить примеры 3,4,7,8
изменения вида звездного неба в
течение суток
Сравнивать
планеты
Земной
группы;
планеты-гиганты.
Объяснять физические процессы,
происходящие в недрах звезд
Повторение
и
систематизация 1,2,3,4,5,6,7,8
изученного материала

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №6 им.Л.Д.Телицына
«29 »августа 2023 г.
Кошель Т.В._____________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-861-535-36-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».