МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Администрация муниципального образования Староминский район СОШ №6 РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Булатецкая С.П ________________________ Беляев И.И. Протокол ШМО №1 от Кошель Т.В Протокол педсовета №1 от «25» августа 2023 г. «30» августа 2023 г. Протокол МС №1 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Практикум по геометрии» для обучающихся 9 классов х.Восточный Сосык 2023 1. Пояснительная записка. Рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии» разработана на основании авторской рабочей программы «Реализация курса «Практикум по геометрии, 9 класс»: учебно-методическое пособие. / под ред. Е.Н. Белай. – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2021. - 176 с., с учетом программы воспитания, в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 часа в год. Данный элективный курс реализуется независимо от УМК по геометрии, по которому ведется преподавание в образовательной организации. Цель элективного курса: - создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии на базовом уровне. Задачи элективного курса: - повышение мотивации обучающихся к изучению геометрии; создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении геометрических задач; - обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся; совершенствование практических навыков, математической культуры обучающихся; - применение геометрического аппарата для решения разнообразных математических задач. 2. Планируемые результаты освоения элективного курса. Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примернойпрограмме воспитания. Личностные результаты: патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2); эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления воспитательной деятельности № 4) ценности научного познания — формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимыхдля объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направлениявоспитательной деятельности № 5); экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8); ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, равенство фигур; оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла; вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур; вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов; вычислять длину окружности, длину дуги окружности; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин, используя при необходимости справочники и технические средства. Обучающийся научится: • оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; • оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция; • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; • применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях, когда все данные имеются в условии; • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях; • изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов; • выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания; - использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни; - вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни; - выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни. Обучающийся получит возможность: • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов; • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач; • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора; • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности. 3. Содержание курса. Раздел 1. Углы (7 часов) Угол. Величина угла. Градусная мера угла. Биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы. Углы, образованные параллельными прямыми и секущей. Треугольники. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках. Углы, связанные с окружностью. Углы в четырехугольниках. Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности (17 часов) Высота, медиана, биссектриса, серединный перпендикуляр, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя линия трапеции. Отрезки и прямые, связанные с окружностью. Касательная и секущая к окружности. Хорда, радиус и диаметр окружности. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30⸰, 45⸰, 60⸰. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге. Раздел 3. Площади фигур (10 часов) Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Сравнение и вычисление площадей. Площадь параллелограмма. Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь квадрата. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника. Площадь круга и его частей. Площади фигур, изображенных на клетчатой бумаге. 4. Тематическое планирование элективного курса. 1 2 3 4 5 6 7 Угол. Биссектриса угла Смежные и вертикальные углы Углы, образованные параллельными Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках Углы, связанные с окружностью Углы в четырехугольниках 1 1 1 1 1 1 1 Рабочая программа Тема Авторская программа № занятия Количество часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Раздел 1. Углы 7 часов 1 Объяснять, что такое угол и градусная мера угла, биссектриса 1 угла; какие углы называются 1 смежными и какие вертикальными; формулировать утверждения о 1 свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять с помощью рисунка, какие углы, 1 образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие 1 односторонними и какие соответственными, знать свойства и признаки параллельных прямых. Формулировать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, знать свойства углов в равнобедренном и равностороннем 1 треугольниках. Формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать теоремы: о вписанном угле. Формулировать утверждение о сумме углов Основные направления воспитательной деятельности 2,5,8 2,5,8 2,5,8 2,5,8 2,5,8 2,5,8 2,5,8 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 выпуклого многоугольника, знать и применять свойства углов в параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности 17 часов Высота, медиана, Знать определения высоты, биссектриса 1 1 медианы, биссектрисы, 2,5,8 треугольника серединного перпендикуляра, средней линии треугольника. Серединный Формулировать перпендикуляр, 1 1 2,5,8 теоремы, связанные с средняя линия замечательными точками треугольника треугольника: о биссектрисе угла Признаки равенства 1 1 2,5,8 и, как следствие, о пересечении треугольников биссектрис треугольника; о Признаки равенства серединном перпендикуляре к прямоугольных 1 1 2,5,8 отрезку и, как следствие, о треугольников пересечении серединных Диагонали и высоты перпендикуляров к сторонам в параллелограмме, треугольника; о пересечении высот ромбе, 1 1 2,5,8 треугольника. Формулировать и прямоугольнике, применять признаки равенства квадрате, трапеции треугольников, в том числе и Средняя линия 1 1 2,5,8 прямоугольных. Изображать и трапеции распознавать многоугольники на Проверочная работа чертежах; в том числе на клетчатой по теме «Углы. 1 1 2,5,8 бумаге, показывать элементы: Линии в высоты, диагонали треугольнике» параллелограмма, трапеции, Отрезки, связанные с равнобедренной и прямоугольной окружностью. 1 1 2,5,8 трапеций, прямоугольника, ромба, Хорда, диаметр, квадрата; формулировать радиус утверждения об их свойствах и Прямые, связанные с признаках; решать задачи на окружностью. 1 1 2,5,8 вычисление, построение, Касательная, связанные с этими видами секущая четырёхугольников. Знать Вписанная в определение и свойства средней треугольник 1 1 2,5,8 линии трапеции. Исследовать окружность взаимное расположение прямой и Описанная около окружности; формулировать треугольника 1 1 2,5,8 определение касательной к окружность окружности; формулировать Вписанная в теоремы: о свойстве касательной, о четырехугольник, признаке касательной, об отрезках правильный 1 1 2,5,8 касательных, проведённых из многоугольник одной точки; формулировать окружность теоремы: о произведении отрезков Описанная около пересекающихся хорд; четырехугольника, 1 1 2,5,8 формулировать определения правильного окружностей, вписанной в многоугольника 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 окружность Теорема Пифагора Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30о, 45о, 60о Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге Площадь плоской фигуры. Площадь параллелограмма Площадь прямоугольника, ромба, квадрата Площадь трапеции Площадь треугольника Площадь круга и его частей Итоговая проверочная работа Площади многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге Площади многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге Практическая работа по теме: 1 1 1 1 многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать 1 теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около 1 треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи 1 на вычисление и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками. Уметь формулировать теорему Пифагора и обратную ей; решать задачи на вычисления, связанные с теоремой Пифагора. Формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и 1 тангенса острого угла прямоугольного треугольника; знать основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Находить элементы треугольника на клетчатой бумаге. Раздел 3. Площади 10 часов 2,5,8 2,5,8 2,5,8 2,5,8 1 1 1,2,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,2,5 1 1 1,2,5 Объяснять, как производится измерение площадей треугольников, многоугольников; круга и его частей; формулировать основные свойства площадей, знать и применять формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; решать задачи на вычисления, связанные с формулами площадей. Находить площади различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге. 1,2,5 1,2,5 1,2,5 1,2,5 1,2,5 1,2,5 «Площади фигур» Занятие по обобщению и 34 систематизации знаний за курс ИТОГО: 1 1 34 34 1,2,5 Поурочное планирование № занятия Тема Дата Дата (план) (факт) Материальнотехническое оснащение Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ- (оборудование)* компетенции, межпредметные понятия Раздел 1. Углы 7 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Угол. Биссектриса угла Смежные и вертикальные углы Углы, образованные параллельными Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках Углы, связанные с окружностью Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: уметь исследовать ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: строить логические цепи рассуждений. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11 Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. ИКТ-компетенции: Углы в 1) самостоятельно четырехугольниках находить информацию в информационном поле; 2) анализировать информацию. Межпредметные понятия: утверждение, свойства, сравнение, схема, классификация Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности 17 часов Высота, медиана, Личностные: биссектриса формирование воли и треугольника настойчивости в достижении цели. Серединный Регулятивные: перпендикуляр, самостоятельно находить средняя линия иформулировать учебную треугольника проблему, составлять план Признаки равенства выполнения работы. треугольников 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11 Познавательные: Признаки равенства сопоставлять прямоугольных характеристики треугольников объектов по одному или Диагонали и высоты в нескольким признакам, параллелограмме, выявлять сходства и ромбе, различия объектов прямоугольнике, Коммуникативные: квадрате, трапеции умение при Средняя линия 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 трапеции Проверочная работа по теме «Углы. Линии в треугольнике» Отрезки, связанные с окружностью. Хорда, диаметр, радиус Прямые, связанные с окружностью. Касательная, секущая Вписанная в треугольник окружность Описанная около треугольника окружность Вписанная в четырехугольник, правильный многоугольник окружность Описанная около четырехугольника, правильного многоугольника окружность Теорема Пифагора Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30о, 45о, 60о Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая аргументы фактами. ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информацию в информационном поле; 2) осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации. Межпредметные понятия: расстояние, свойства, масштаб, вид, сравнение, схема, аналогия, классификация Раздел 3. Площади 10 часов 25 26 27 28 29 30 Площадь плоской фигуры. Площадь параллелограмма Площадь прямоугольника, ромба, квадрата Площадь трапеции Площадь треугольника Площадь круга и его частей Итоговая проверочная работа 1, 2, 3, 6, 11, 12, 13, 14 Личностные: формирование нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. 31 32 33 34 Площади многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге Площади многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге Практическая работа по теме: «Площади фигур» Занятие обобщению и систематизации знаний за курс ИТОГО: 34 ч. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. ИКТ-компетенции: 1) умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников; 2) умение интерпретировать и представлять информацию. Межпредметные понятия: сравнение, схема, площадь, формула, аналогия, классификация. по проверочные работы – 2 практические работы - 1 *Материально-техническое оснащение (оборудование) 1.Интернет-ресурс: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2 2. Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. 3. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса «Практикум по геометрии», 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. 4. Классный набор чертежных инструментов (линейка классная, угольник классный, циркуль классный, транспортир классный) 5. Доска магнитно-маркерная или меловая. 6. Проектор мультимедийный с креплением 7. Компьютер (ноутбук) педагога. 8. Компьютер (ноутбук) обучающегося. 9. Система голосования (при наличии в ОО). 10. Интерактивная доска (при наличии в ОО). 11. Индивидуальный набор чертежных инструментов обучающегося (линейка, угольник, транспортир). 12. Ножницы. 13. Клей. 14. Цветнаябумага,картон.