rp_okruzhajushhij_mir_3_klass

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОНиМП Краснодарского края
МО Староминский район
СОШ №6 им.Л.Д.Телицына

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

РуководительШМО

Заместитель директора
по УВР

Директор

_______________________

________________________ _______________________

Рыбас О.В.
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.

Кошель Т.В.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

Беляев И.И.
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1571741)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3 класса

Х.Восточный Сосык 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания
и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем
является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 3 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России,
родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России.
Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам
России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным
ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь
газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот
воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для
живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и
несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика
на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика
на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для
животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и
профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических,
газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на
борту самолёта, судна; знаки безопасности).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках
мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
• проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни
животного;
• определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между
объектами и явлениями;
• моделировать цепи питания в природном сообществе;
• различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой
(историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:
• понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о
природе нашей планеты;
• находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну,
столицу, свой регион;
• читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
• находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том
числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);

соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы,
природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные
ловушки, опасные ситуации, предвидение).
• описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
• описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
• приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
• называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
• описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
• планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи
учителя);
• устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
• оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой
адрес;
• выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное
суждение, мнение;
• самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
•

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной
России в современном мире;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому
народу, к своей национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека
как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
• применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
• проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности
и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных
средств.
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между
объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению)
наблюдения, несложные опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи
питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный
труд и его результаты и др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
•

использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с
учётом учебной задачи;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному
алгоритму;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного
учителем способа её проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
• соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом
виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
• использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни,
взаимоотношениях и поступках людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни;
•

готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и
др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
• находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
• корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на
основе изученного материала по окружающему миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
• различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к
государственным символам России и своего региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
• приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края;
столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
• показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
• различать расходы и доходы семейного бюджета;
• распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
• проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
• группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
• сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
• использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
• использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших
явлений и процессов в природе, организме человека;
• фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать
полученные результаты и делать выводы;

•
•
•
•
•
•
•
•

создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе,
сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы
здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

1.3

Страны и народы мира.

4

Итого по разделу

20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

11

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

2.3

Разнообразие растений

7

2.4

Разнообразие животных

7

2.5

Природные сообщества

3

2.6

Человек - часть природы

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

7

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

Безопасная информационная среда

1

5.09

2

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты и эксперименты.
Материки и океаны, части света:
картины природы

1

7.09

3

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа

1

12.09

4

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём

1

14.09

5

Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород

1

19.09

6

Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе
наблюдения

1

21.09

7

Культура, традиции народов
России. Уважение к культуре,

1

26.09

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e

традициям, истории разных
народов и своего народа
8

Что такое общество?

1

28.09

9

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России

1

3.10

10

Родной край – малая родина.
Российская Федерация

1

14.05

11

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) –
обобщение на основе результатов
наблюдений и работы с
информацией

1

10.10

12

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры

1

12.10

13

Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов

1

17.10

14

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар,
вода, природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика

1

19.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392

15

Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

1

16

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы

1

17

Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе

1

7.11

18

Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды

1

9.11

19

Почва, её состав. Значение для
живой природы

1

14.11

20

Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида от
условий и места обитания

1

16.11

21

Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)

1

21.11

22

Растение как живой организм

1

23.11

23

Как растения размножаются?

1

28.11

24

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)

1

24.10

1

1

26.10

30.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6

25

Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям

1

5.12

26

Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных

1

7.12

27

Особенности питания животных.
Цепи питания

1

12.12

28

Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей

1

14.12

29

Роль животных в природе и жизни
людей

1

19.12

30

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России

1

21.12

31

Животные родного края:
узнавание, называние, краткая
характеристика

1

26.12

32

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Многообразие
растений и животных"

1

33

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание

1

09.01

34

Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека

1

11.01

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4

28.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba

35

Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека

1

16.01

36

Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека

1

18.01

37

Пищеварительная система и её
роль в жизни человека

1

23.01

38

Дыхательная система и её роль в
жизни человека

1

25.01

39

Кровеносная и нервная система и
их роль в жизни человека

1

30.01

40

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья
растущего организма

1

1.02

41

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики,
динамических пауз

1

6.02

42

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Человек - часть
природы. Строение тела человека"

1

43

Знаки безопасности во дворе
жилого дома.Безопасность в доме

1

13.02

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности

1

15.02

45

Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта

1

20.02

46

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения

1

22.02

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910

8.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого
дома
47

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме

1

27.02

48

Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России

1

29.02

49

Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов

1

5.03

50

Полезные ископаемые – богатство
земных недр

1

7.03

51

Полезные ископаемые родного
края: характеристика,
использование в хозяйственной
деятельности региона

1

12.03

52

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1

14.03

53

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на
производстве, в сельском
хозяйстве

1

19.03

54

Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный
бюджет

1

21.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706

55

Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи

1

2.04

56

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи

1

4.04

57

Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский

1

9.04

58

Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль

1

11.04

59

Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)

1

16.04

60

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

18.04

61

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)

1

23.04

62

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)

1

25.04

63

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль

1

30.04

64

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга

1

2.05

65

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники
Великого Новгорода

1

3.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

66

Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона

1

67

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Наша Родина Российская Федерация"

1

1

5.10

68

Резервный урок. Проверочная
работа по итогам обучения в 3
классе

1

1

16.05

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

7.05

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2022

Окружающий мир 3 класс. Контрольно-измерительные материалы (КИМ).
ФГОС
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
www.edu.ru
https://uchi.ru
https://yandex.ru/video/
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchitelya.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-861-535-36-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».