МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОНиМП Краснодарского края МО Староминский район СОШ №6 им.Л.Д.Телицына РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО РуководительШМО Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Рыбас О.В. ________________________ Беляев И.И. Протокол №1 от «25» Кошель Т.В. Протокол №1 от «30» Августа 2023 г. августа 2023 г. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1571741) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1-4 классов Х.Восточный Сосык 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: • раскрытие роли человека в природе и обществе; • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». • МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Человек и общество Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: • устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; • моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); • соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; • классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: • использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; • использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода); • делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; • характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; • создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; • описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.; • составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); • составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; • создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: • самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; • контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; • адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; • находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива; • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; • анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; • выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: • • • • • • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; • соблюдать правила нравственного поведения в социуме; • показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); • показывать на исторической карте места изученных исторических событий; • находить место изученных событий на «ленте времени»; • знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; • соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; • рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; • проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного • • • • • • • • • • • • • • оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационнотелекоммуникационной сети Интернете; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Российская Федерация 10 1.2 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта 17 1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Итого по разделу 33 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания окружающей природы. Солнечная система 5 2.2 Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие 9 2.3 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны 5 2.4 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы 5 Итого по разделу 24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек 1 3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 Итого по разделу 5 Резервное время 6 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 4 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения План 1 Как человек изучает окружающую природу? 1 6.09 2 Солнце - звезда 1 7.09 3 Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли Проверочная работа 1 4 Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) 1 1 14.09 5 Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времён года 1 1 20.09 6 Историческое время. Что такое «лента времени»? 1 21.09 7 Экологические проблемы взаимодействия человека и природы 1 27.09 1 13.09 Факт Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 8 Всемирное культурное наследие России 1 28.09 9 Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России 1 4.10 10 Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом 1 5.10 11 Знакомство с Международной Красной книгой 1 11.10 12 Всемирное культурное наследие 1 12.10 13 Охрана историкокультурного наследия 1 18.10 14 О вредных для здоровья привычках 1 19.10 15 Правила цифровой грамотности при использовании Интернет 1 25.10 16 Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта 1 26.10 17 Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах 1 8.11 18 Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки 1 9.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 19 Равнины России: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) 1 15.11 20 Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) 1 16.11 21 Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоёмов в России 1 22.11 22 Река как водный поток 1 23.11 23 Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте 1 29.11 24 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы" 1 25 Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне 1 6.12 26 Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне 1 7.12 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae 30.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e 27 Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне 1 13.12 28 Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне 1 14.12 29 Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне 1 20.12 30 Формы земной поверхности (на примере родного края) 1 21.12 1 27.12 32 Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов 1 28.12 33 Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) 1 10.01 34 Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) 1 11.01 35 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны" 1 31 Водоёмы и реки родного края 1 17.01 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 36 Человек - творец культурных ценностей 1 18.01 37 Труд и быт людей в разные исторические времена 1 24.01 1 25.01 39 Резервный урок. Новейшее время: история продолжается сегодня 1 31.01 40 Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни 1 1.02 41 Города России. Древние города России. Страницы истории 1 7.02 42 Государство Русь. Человек защитник своего Отечества 1 8.02 43 Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве 1 14.02 44 Образование и культура в Московском государстве 1 15.02 45 Страницы истории Российской империи. Пётр I 1 21.02 46 Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту 1 22.02 47 Образование в Российской империи 1 28.02 38 Резервный урок. Новое время Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa 48 Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) 1 29.02 49 «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века 1 6.03 50 Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей 1 7.03 51 Страницы истории России ХХ века 1 13.03 52 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось… 1 14.03 53 Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения 1 20.03 54 Всё для фронта – всё для победы 1 21.03 55 Взятие Берлина. Парад Победы 1 3.04 56 Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" 1 57 Мы живём в Российской Федерации 1 10.04 58 Государственное устройство РФ (общее представление). 1 11.04 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 4.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 Конституция РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России 59 Родной край. Знаменитые люди родного края 1 17.04 60 Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение 1 18.04 61 Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка 1 24.04 62 Государственные праздники России 1 25.04 63 Праздник в жизни общества и человека 1 2.05 64 Праздники и памятные даты своего региона 1 8.05 65 Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края 1 15.05 66 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе 1 67 Наша малая Родина: главный город 1 22.05 68 Города России. Городагерои. Страницы истории 1 23.05 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 5 16.05 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Окружающий мир 4 класс. Контрольно-измерительные материалы (КИМ). ФГОС ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ www.edu.ru https://uchi.ru https://yandex.ru/video/ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/ https://uchitelya.com