rp_10-11_fgos_2023_fizika

Краснодарский край
муниципальное образование Староминский район х.Восточный Сосык
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 им. Л.Д. Телицына

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «30» августа 2023 года
Председатель педсовета
___________________ И.И.Беляев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По

физике

Уровень образования (класс) среднее общее образование (10-11 классы)
Количество часов 136
Учитель

Мороз Валентина Николаевна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО и на основе
«Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический
курс» 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций /
А.В.Шаталина. –М.: Просвещение. 2017г».

Рабочая программа по физике для основной школы разработана на основе:
• федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012
года;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями),
• Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №6
им.Л.Д.Телицына
•
На основе «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии
«Классический курс» 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций /
А.В.Шаталина. –М.: Просвещение. 2017г».
В основной образовательной программе МБОУ СОШ №6 на изучение физики в 10-11
классах отводится 136 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Изучение курса физики проводится в соответствии с учебным планом школы по 2 часа в неделю в
10-11 классах, и в соответствии с выбранными учебниками:
1.Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс, - М.: Просвещение, 2020 год.
2. .Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс, - М.: Просвещение, 2021 год.
В связи с введением в 11 классе курса астрономии раздел «Строение и эволюция Вселенной» в
курсе физики 11 класса не изучается. Часы отведенные на изучение данного раздела
распределены на другие разделы курса физики 11 класса.
1.Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-умение управлять своей познавательной деятельностью;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
-умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-

сформированное мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
-

чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

-

положительное отношение к труду, целеустремленность; -экологическая культура, бережное

отношение к родной земле,
природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и
разумное природопользование.
Метапредметные результаты:
Освоение регулятивных универсальных учебных действий:
-самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной ранее цели;

-сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
-

определять несколько путей достижения поставленной цели;

-задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
-

оценивать

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей.
Освоение познавательных универсальных учебных действий:
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
-распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в
информационных источниках противоречий;
-осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
-

искать и находить обобщённые способы решения задач;

-приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого человека;
-

анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые

ситуации;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности
широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за её пределами);
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
-согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
-представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
-подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
-воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

-точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других
людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты:
-сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы,
об объективности научного знания; о роли и месте физики в современной научной картине мира;
понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
-владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
-сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как
способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного
учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком физики;
-владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать
зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
-владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования,
владение умениями

описывать

и

объяснять

самостоятельно

проведенные

эксперименты,

анализировать результаты полученной измерительной информации, определять достоверность
полученного результата;
- сформированное умения решать простые физические задачи;
-сформированное умения применять полученные знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
-понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств
передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на
окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
-сформированное собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из
разных источников.

2. Содержание учебного курса.
Базовый уровень Физика и естественно-научный метод познания природы
Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов.
Научные факты и гипотезы. Физические законы и границы их применимости. Физические теории и
принцип соответствия. Физические величины. Погрешности измерений физических величин. Роль и
место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности
людей. Физика и культура.
Механика
Границы применимости классической механики. Пространство и время. Относительность
механического движения. Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины.
Траектория. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности.
Взаимодействие тел. Явление инерции. Сила. Масса. Инерциальные системы отсчета. Законы
динамики Ньютона. Сила тяжести, вес, невесомость. Силы упругости, силы трения. Законы:
всемирного тяготения, Гука, трения. Использование законов механики для объяснения движения
небесных тел и для развития космических исследований.
Импульс материальной точки и системы. Импульс силы. Закон сохранения импульса.
Механическая работа. Мощность. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости.
Равновесие материальной точки и твёрдого тела. Момент силы. Условия равновесия.
Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и её экспериментальные
доказательства. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической
энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение
состояния идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Газовые законы.
Агрегатные состояния вещества. Взаимные превращения жидкости и газа. Влажность воздуха.
Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Кристаллические и аморфные тела.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.
Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
Принципы действия и КПД тепловых машин.
Основы электродинамики
Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряжённость и потенциал электростатического поля. Линии
напряжённости и эквипотенциальные поверхности. Принцип суперпозиции полей. Проводники и
диэлектрики в электрическом поле. Электроёмкость. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление. Последовательное и параллельное
соединение проводников. Закон Джоуля-Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной
цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме.
Сверхпроводимость.

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник
с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства
вещества.
Явление

электромагнитной

индукции.

Магнитный

поток.

Правило

Ленца.

Закон

электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.
Энергия электромагнитного поля.
Колебания и волны
Механические колебания. Гармонические колебания. Свободные, затухающие, вынужденные
колебания. Превращения энергии при колебаниях. Резонанс.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный электрический ток.
Резонанс в электрической цепи. Короткое замыкание.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Скорость и длина волны.
Интерференция и дифракция. Энергия волны. Звуковые волны.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных
излучений и их практическое применение.
Оптика
Геометрическая оптика. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Формула
тонкой линзы. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация.
Основы специальной теории относительности
Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света
в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Опыты Столетова. Законы фотоэффекта.
Уравнение

Эйнштейна.

Фотон.

Корпускулярно-волновой

дуализм.

Соотношение

неопределённостей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых
постулатов Бора.
Состав и строение атомных ядер. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных
превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция
деления ядер. Применение ядерной энергии.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна. Строение и эволюция Солнца
и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной.

3. Примерное тематическое планирование. 10 класс ( 68 ч)
Основные виды деятельности учащихся
Тематическое
Содержание
планирование
Введение. Физика и естественно-научный метод познания природы (1ч)
Физика и
Физика
Объяснять на конкретных примерах роль и
естественнофундаментальная
место физики в
научный метод
наука о
формировании современной научной картины
познания
природе. Научный
мира, в развитии
природы
метод
современных техники и технологий, в
(1ч)
познания.
практической деятельности
Методы
людей.
исследования
Демонстрировать на примерах взаимосвязь
физических
между физикой и
явлений.
другими естественными науками.
Моделирование
Воспроизводить схему научного познания,
физических явлений приводить примеры её
и физических
использования.
величин. Физические
физический закон, физическая теория, принцип
законы и границы их соответствия.
применимости.
Обосновывать необходимость использования
Физические теории
моделей для описания
и принцип соответствия. физических явлений и процессов. Приводить
Роль и место физики в
примеры конкретных
формировании
явлений, процессов и моделей для их описания.
современной
Приводить примеры физических величин.
научной картины
Формулировать физические законы.
мира, практической
Указывать границы
деятельности
применимости физических законов.
людей. Физика и
Приводить примеры использования физических
культура.
знаний в живописи,
архитектуре, декоративно-прикладном искусстве,
музыке, спорте.
Осознавать ценность научного познания мира для
человечества в
целом и для каждого человека отдельно,
важность овладения
методом научного познания для достижения
успеха в любом виде
практической деятельности
Кинематика
(6ч)

Механика (28ч)
Механическое
Давать определения понятий:
движение. Системы
механическое движение, поступательное
отсчёта. Скалярные и движение, равномерное движение, неравномерное
векторные физические движение, равноускоренное движение, движение
величины.
по окружности с постоянной скоростью, система
Материальная точка.
отсчета, материальная точка, траектория, путь,
Поступательное
перемещение, координата, момент времени,
движение.
промежуток времени, скорость равномерного
Траектория, путь,
движения, средняя скорость, мгновенная
перемещение,
скорость, ускорение, центростремительное
координата, момент
ускорение. Распознавать в конкретных
времени, промежуток ситуациях, наблюдать явления:
времени. Закон
механическое движение, поступательное
движение, равномерное движение,

относительности
движения.
Равномерное
прямолинейное
движение. Скорость
равномерного
прямолинейного
движения.
Уравнение
равномерного
движения. Графики
равномерного
движения.
Сложение скоростей.
Неравномерное
движение. Средняя
скорость.
Мгновенная скорость.
Ускорение.
Равноускоренное
движение. Свободное
падение тел.
Ускорение свободного
падения.
Уравнение
равноускоренного
движения. Графики
равноускоренного
движения.
Движение по
окружности с
постоянной по
модулю
скоростью.
Центростремительное
ускорение.
Параметры движения
небесных тел.
Абсолютно твёрдое
тело.
Поступательное и
вращательное
движение абсолютно
твердого тела.
Угловая скорость,
частота и период
обращения.

неравномерное движение, равноускоренное
движение, движение по окружности с
постоянной скоростью. Воспроизводить
явления: механическое движения
конкретного тела. Распознавать ситуации,
в которых тело можно считать
материальной точкой.
Описывать траектории движения тел,
воспроизводить движение и
приводить примеры тел, имеющих заданную
траекторию движения. Находить в конкретных
ситуациях значения скалярных физических
величин: момент времени, промежуток
движение, равномерное движение,
неравномерное движение, равноускоренное
движение, движение по окружности с
постоянной скоростью для конкретных тел.
Задавать систему отсчёта для описания
времени, координата, путь, средняя скорость.
Находить модуль и проекции векторных
величин, выполнять действия умножения на
число, сложения, вычитания векторных
величин. Применять знания о действиях с
векторами, полученные на уроках алгебры.
Оценивать реальность значений полученных
физических величин. Владеть способами
описания движения: координатным,
векторным. Записывать уравнения
равномерного и равноускоренного
механического движения. Составлять
уравнения равномерного и равноускоренного
прямолинейного движения в конкретных
ситуациях. Определять по уравнениям
параметры движения. Применять знания о
построении и чтении графиков зависимости
между величинами, полученные на уроках
алгебры. Строить график зависимости
координаты материальной точки от времени
движения. Определять по графику
зависимости координаты от времени
характер механического движения.
Координату в указанный момент времени,
изменение координаты за некоторый
промежуток времени, проекцию скорости
(для равномерного прямолинейного движения).
Определять по графику зависимости проекции
скорости от времени характер механического
движения, проекцию начальной скорости,
Лабораторные работы: проекцию ускорения, изменение координаты.
1.
Изучение
Определять по графику зависимости
движения тела
проекции ускорения от времени характер
по окружности.
механического движения, изменение проекции
2.
Изучение
скорости за определенный промежуток
движения
времени.
тела, брошенного
Давать определения понятий: абсолютно
горизонтально.
твердое тело, поступательное и вращательное
движение абсолютно твердого тела.

4.
Измерение
ускорения.

Распознавать в конкретных ситуациях,
воспроизводить и наблюдать поступательное и
вращательное движения твердого тела.
Проверка гипотез:
Применять модель абсолютно твердого тела
1. При движении
для описания движения тел. Находить
бруска по
значения угловой и линейной скорости,
наклонной плоскости частоты и периода обращения в конкретных
время перемещения на ситуациях.
определенное
Определять параметры движения небесных
расстояния тем
тел. Находить необходимую для данных
больше,
расчётов информацию в Интернете. Строить
чем больше масса
график зависимости проекции и модуля
бруска.
перемещения, скорости материальной точки от
2. При движении
времени движения. Строить график
бруска по
зависимости пути и координаты материальной
наклонной плоскости точки от времени движения. Определять по
скорость прямо
графику зависимости координаты от времени.
пропорциональна пути Координату в указанный момент времени,
изменение координаты за некоторый
промежуток времени, проекцию скорости
(для равномерного прямолинейного
движения), среднюю скорость, модуль
максимальной мгновенной скорости.
Определять по графику зависимости
проекции перемещения от времени
характер механического движения, проекцию
скорости (для равномерного прямолинейного
движения движения), изменение
координаты. Определять по графику
зависимости проекции скорости от
времени характер механического движения,
проекцию начальной скорости, проекцию
ускорения, проекцию перемещения, изменение
координаты, пройденный путь.
Определять по графику зависимости
проекции ускорения от времени
характер механического движения, изменение
проекции скорости, изменение модуля скорости
за определенный промежуток времени.
Различать путь и перемещение, мгновенную и
среднюю скорости. Измерять значения
перемещения, пути, координаты, времени
движения, мгновенной скорости, средней
скорости, ускорения, времени движения.
Работать в паре при выполнении
лабораторных работ и практических заданий.
Применять модели «материальная
точка», «равномерное прямолинейное
движение», «равноускоренное движение»
для описания движения реальных тел.
Законы
динамики
Ньютона (4 ч)

Явление инерции.
Масса и сила.
Инерциальные
системы отсчёта.
Взаимодействие тел.
Сложение сил.

Давать определения понятий: инерция,
инертность, масса, сила, равнодействующая
сила,
инерциальная
система отсчёта,
неинерциалъная система отсчёта,
геоцентрическая и гелиоцентрическая
системы отсчёта.

Силы в механике
(5 ч)

Первый, второй и
третий законы
Ньютона. Принцип
относительности
Галилея.
Геоцентрическая и
гелиоцентрическая
системы отсчёта

Распознавать, наблюдать явление инерции.
Приводить примеры его проявления в
конкретных ситуациях. Объяснять
механические явления в инерциальных и
неинерциалъных
системах отсчёта. Выделять действия тел друг
на друга и характеризовать их силами.
Применять знания о действиях над векторами,
полученные на уроках алгебры. Определять
равнодействующую силу двух и более
сил. Определять равнодействующую силу
экспериментально.
Формулировать первый, второй и третий
законы Ньютона, условия их применимости.
Выявлять устойчивые повторяющиеся связи
между ускорением тела и действующей на него
силой. Устанавливать физический
смысл коэффициента пропорциональности в
выявленной связи (величина обратная массе
тела).
Применять первый, второй и третий законы
Ньютона при решении расчётных и
экспериментальных задач.

Закон всемирного
тяготения.
Гравитационная
постоянная. Сила
тяжести. Сила
тяжести на других
планетах. Первая
космическая скорость.
Движение небесных
тел и
спутников.
Вес и невесомость.
Силы упругости.
Закон
Гука. Силы трения.
Лабораторные работы:
1. Измерение
жёсткости пружины.
2. Измерение
коэффициента трения
скольжения.

Перечислять виды взаимодействия тел и виды
сил в механике. Давать определение понятий:
сила тяжести, сила упругости, сила
трения, вес, невесомость, перегрузка, первая
космическая скорость.
Формулировать закон всемирного тяготения
и условия его применимости.
Находить в литературе и в Интернете
информацию об открытии
Ньютоном закона всемирного тяготения,
информацию, позволяющую раскрыть логику
научного познания при открытии закона
всемирного тяготения. Применять закон
всемирного тяготения при решении конкретных
задач. Вычислять силу тяжести в конкретных
ситуациях. Вычислять силу
тяжести и ускорение свободного падения на
других планетах. Вычислять ускорение
свободного падения на различных широтах.
Находить в литературе и в Интернете
информацию о параметрах планет и других
небесных тел. Вычислять первую космическую
скорость. Использовать законы механики для
объяснения движения небесных тел.
Вычислять вес тел в конкретных ситуациях.
Перечислять сходства и различия веса и силы
тяжести. Распознавать и воспроизводить
состояния тел, при которых вес тела равен,
больше или меньше силы тяжести.
Распознавать и воспроизводить состояние
невесомости тела. Определять перегрузку
тела при решении задач. Находить в
литературе и в Интернете информацию о

влиянии невесомости и перегрузки на
организм человека. Готовить презентации
и сообщения о поведении тел в условиях
невесомости, о полётах человека в космос, о
достижениях нашей страны в подготовке
космонавтов к полётам в условиях невесомости.
Распознавать, воспроизводить и наблюдать
различные виды деформации тел.
Формулировать закон Гука, границы его
применимости. Вычислять и измерять силу
упругости, жёсткость пружины, жёсткость
системы пружин. Исследовать зависимость
силы упругости от деформации, выполнять
экспериментальную проверку закона Гука.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать
явления сухого трения покоя, скольжения,
качения, явление сопротивления при движении
тела в жидкости или газе. Измерять и
изображать графически силы трения покоя,
скольжения, качения, жидкого трения в
конкретных ситуациях. Использовать формулу
для вычисления силы трения скольжения при
решении задач. Выявлять
экспериментально величины, от которых
зависит сила трения скольжения. Измерять
силу тяжести, силу упругости, вес тела, силу
трения, удлинение пружины. Определять с
помощью косвенных измерений жёсткость
пружины, коэффициент трения скольжения.
Работать в паре при выполнении практических
заданий.
Находить в литературе и в Интернете
информацию о проявлениях силы трения,
способах её уменьшения и увеличения, роли
трения в природе, технике и быту.
Применять полученные знания при решении
задач на одновременное действие на тело
нескольких сил, на движение системы
связанных тел.
Находить в литературе и в Интернете
информацию о вкладе ученых
в развитие механики. Готовить презентации
и сообщения по изученным темам (возможные
темы представлены в учебнике).
Законы
сохранения
импульса (3ч)

Импульс тела.
Импульс силы.
Закон сохранения
импульса.
Реактивное движение.

Давать определения понятий: импульс
материальной точки,
импульс силы, импульс системы тел,
замкнутая система тел, реактивное движение,
реактивная сила. Распознавать,
воспроизводить, наблюдать упругие и
неупругие столкновения тел, реактивное
движение. Находить в конкретной ситуации
значения: импульса материальной
точки, импульса силы. Формулировать закон
сохранения импульса, границы его

применимости. Составлять уравнения,
описывающие закон сохранения импульса в
конкретной ситуации. Находить, используя
составленное уравнение, неизвестные
величины. Создавать ситуации, в которых
проявляется закон сохранения импульса.
Составлять при решении задач
уравнения, содержащие реактивную силу.
Находить в литературе и в Интернете
информацию по заданной теме.
Готовить презентации и сообщения по
изученным темам (возможные темы
представлены в учебнике).
Готовить презентации и сообщения о полетах
человека в космос, о достижениях нашей
страны в освоении космического пространства.
Закон
сохранения
механической
энергии (5 ч)

Работа силы.
Мощность.
Кинетическая энергия.
Работа силы тяжести.
Потенциальная
энергия тела в
гравитационном поле.
Работа силы
упругости.
Потенциальная
энергия упруго
деформированного
тела.
Закон сохранения
механической
энергии.
Лабораторные
работы:
1. Изучения закона
сохранения
механической
энергии.

Давать определение понятий: работа силы,
мощность, кинетическая энергия,потенциальная
энергия, полная механическая энергия,
изолированная система, консервативная сила.
Находить в конкретной ситуации значения
физических величин: работы силы, работы силы
тяжести, работы силы упругости, работы силы
трения, мощности, кинетической энергии,
изменения кинетической энергии,
потенциальной энергии тел в гравитационном
поле, потенциальной энергии упруго
деформированного тела, полной механической
энергии.
Составлять уравнения, связывающие работу
силы, действующей на тело в конкретной
ситуации, с изменением кинетической энергии
тела. Находить, используя составленное
уравнение, неизвестные величины.
Формулировать закон сохранения полной
механической энергии, границы его
применимости. Составлять уравнения,
описывающие закон сохранения полной
механической энергии, в конкретной ситуации.
Находить, используя составленное уравнение,
неизвестные величины. Создавать ситуации,
в которых проявляется закон сохранения
полной механической энергии.
Выполнять экспериментальную проверку
закона сохранения механической энергии.
Выполнять косвенные измерения импульса
тела, механической энергии тела, работы силы
трения. Работать в паре, группе при
выполнении практических заданий.
Составлять уравнения и находить значения
физических величин при
решении задач, требующих одновременного
применения законов сохранения импульса и
механической энергии; задач, по условию

которых сохраняется импульс, но изменяется
полная механическая энергия системы тел.
Вычислять вторую космическую скорость.
Находить в литературе и в Интернете
информацию по заданной теме.
Применять законы сохранения импульса и
механической энергии для описания движения
реальных тел
Статика (3ч)

Равновесие
материальной точки и
твёрдого тела.
Виды равновесия.
Условия равновесия.
Момент силы.
Равновесие жидкости
и газа. Давление.
Закон сохранения
энергии в динамике
жидкости.
Лабораторная работа:
1. Изучение
равновесия тела под
действием сил
упругости и тяжести

Давать определение понятий: равновесие,
устойчивое равновесие, неустойчивое
равновесие, безразличное равновесие, плечо
силы, Находить в конкретной ситуации
значения плеча силы, момента силы.
Перечислять условия равновесия материальной
точки и твёрдого тела. Составлять уравнения,
описывающие условия равновесия в
конкретных ситуациях. Находить, используя
составленное уравнение, неизвестные
величины. Распознавать, воспроизводить и
наблюдать различные виды
равновесия тел. Измерять силу с помощью
пружинного динамометра и цифрового
датчика силы, измерять плечо силы. Работать в
паре, группе при выполнении практических
заданий. Находить в литературе и в Интернете
информацию о значении статики в
строительстве, технике, быту, объяснение
формы и
размеров объектов природы. Готовить
презентации и сообщения,

Основы
гидромеханики
(2ч)

Давление. Закон
Паскаля. Равновесие
жидкости и газа.
Закон Архимеда.
Плавание тел.
Движение жидкости.
Закон Бернулли.
Уравнение Бернулли

Давать определение понятий: несжимаемая
жидкость, равновесие
жидкости и газа, гидростатическое давление,
ламинарное течение, турбулентное течение.
Распознавать, воспроизводить и наблюдать
ламинарное и турбулентное течение
жидкости. Находить в конкретной ситуации
значения давления в покоящейся жидкости или
газе. Формулировать закон Паскаля.
Применять закон Паскаля для объяснения
гидростатического парадокса, для объяснения
принципа действия гидравлического пресса и
вычисления его параметров. Формулировать
закон Архимеда. Применять закон Архимеда
для решения задач. Рассчитывать плотности
тел по их поведению в жидкости. Определять
возможность плавания тела. Составлять
уравнение Бернулли в конкретных
ситуациях. Определять, используя
составленное уравнение, неизвестные
величины. Приводить примеры,
иллюстрирующие выполнение уравнения

Подведение итогов
изучения темы
«Механика»

Основы
молекулярнокинетической
теории (МКТ)
(3ч)

Описывать механическую картину мира.
Перечислять объекты, модели, явления,
физические величины, законы, научные факты,
средства описания, рассматриваемые в
классической механике. Формулировать
прямую и обратную задачи механики.
Указывать границы применимости моделей и
законов классической механики. Называть
примеры использования моделей и законов
механики для описания движения реальных тел.
Характеризовать системную связь между
основополагающими научными понятиями:
пространство и время. Называть их
свойства
Молекулярная физика и термодинамика (18ч)
МолекулярноДавать определение понятий: тепловые
кинетическая теория
явления, макроскопические тела, тепловое
(МКТ) строения
движение, броуновское движение, диффузия
вещества и её
относительная молекулярная масса, количество
экспериментальные
вещества, молярная
доказательства.
масса, молекула, масса молекулы, скорость
Броуновское движение. движения молекулы, средняя кинетическая
Температура и тепловое энергия молекулы, силы взаимодействия
равновесие. Шкалы
молекул, идеальный газ, микроскопические
Цельсия и Кельвина.
параметры, макроскопические параметры,
Абсолютная
давление газа, абсолютная температура,
температура как мера
тепловое равновесие, МКТ. Перечислять
средней кинетической
микроскопические и макроскопические
энергии теплового
параметры газа. Перечислять основные
движения
положения МКТ, приводить примеры,
частиц вещества. Силы
результаты наблюдений и описывать эксперименты,
взаимодействия молекул доказывающие их справедливость.
в разных агрегатных
Распознавать и описывать явления: тепловое
состояниях вещества. движение, броуновское движение, диффузия.
Модель «идеальный
Воспроизводить и объяснять опыты,
газ». Давление газа.
демонстрирующие зависимость скорости
Связь между давлением диффузии от температуры и агрегатного
и энергией
состояния вещества. Наблюдать
поступательного
диффузию в жидкостях и газах.. Использовать
теплового движения
полученные на уроках химии умения
молекул идеального
находить значения относительной молекулярной
газа. Основное
массы, молярной массы, количества вещества,
уравнение
массы молекулы, формулировать физический
молекулярносмысл постоянной Авогадро. Описывать
кинетической теории
методы определения размеров молекул,
идеального газа.
скорости
Лабораторные работы: молекул. Оценивать размер молекулы.
1. Измерение
Объяснять основные свойства агрегатных
температуры
состояний вещества на
жидкостными и
основе МКТ. Создавать компьютерные
цифровыми
модели теплового движения,
термометрами.
броуновского движения, явления диффузии в
твердых, жидких и газообразных телах, опыта
Перрена. Описывать модель «идеальный
газ», определять границы её применимости.
Составлять основное уравнение МКТ

Уравнения
состояния газа
(4ч)

Взаимные
превращения
жидкости и газа
(1ч)

идеального газа в конкретной ситуации;
находить, используя составленное
уравнение, неизвестные величины.
Составлять уравнение, связывающее давление
идеального газа со средней кинетической
энергией молекул, в конкретной ситуации;
находить, используя составленное
уравнение, неизвестные величины.
Описывать способы измерения температуры.
Сравнивать шкалы Кельвина и Цельсия.
Составлять уравнение, используя
составленное уравнение, неизвестные
величины. Измерять температуру жидкости,
газа жидкостными и цифровыми термометрами.
Работать в паре, группе при выполнении
практических заданий. Находить в Интернете и
дополнительной литературе сведения по
истории развития атомистической теории
строения вещества.
Уравнение
Составлять уравнение состояния идеального
состояния идеального газа и уравнение Менделеева—Клапейрона
Уравнение
в конкретной ситуации. Находить,используя
Менделеева—
составленное уравнение, неизвестные
Клапейрона.
величины.
Изопроцессы. Газовые Распознавать и описывать изопроцессы в
законы. Лабораторные идеальном газе.
работы: 1.
Прогнозировать особенности протекания
Экспериментальная
изопроцессов в идеальном газе на основе
проверка закона Гей- уравнений состояния идеального газа и
Люссака
Менделеева—Клапейрона. Обосновывать и
(Измерение
отстаивать свои предположения.
термодинамических
Формулировать газовые законы и
параметров газа).
определять границы их применимости,
составлять уравнения для их описания;
находить, используя составленное уравнение,
неизвестные величины. Представлять в виде
графиков изохорный, изобарный и
изотермический процессы. Определять по
графикам характер процесса и
макропараметры идеального газа.
Измерять давление воздуха манометрами и
цифровыми датчиками давления газа,
температуру газа жидкостными термометрами
и цифровыми температурными датчиками.
Работать в паре, группе при выполнении
практических заданий. Находить в литературе и
в Интернете информацию по заданной теме.
Готовить презентации и сообщения по
изученным темам (возможные темы
представлены в учебнике).Применять модель
идеального газа для описания
Взаимные
Давать определение понятий: испарение,
превращения
конденсация, кипение, динамическое
жидкости и газа.
равновесие, насыщенный пар, ненасыщенный
Насыщенные и
пар, критическая температура, температура
ненасыщенные пары.

Давление
насыщенного пара.
Кипение. Влажность
воздуха.
Исследования:
1. Исследование
остывания воды

Жидкости (1ч)

Модель строения
жидкости.
Поверхностное
натяжение.
Смачивание и
несмачивание.
Капилляры

Твёрдые тела
(1ч)

Модель строения
твёрдых тел.
Кристаллические и
аморфные тела.
Механические
свойства твёрдых тел.
Жидкие кристаллы

кипения, абсолютная влажность воздуха,
парциальное давление, относительная
влажность воздуха, точка росы.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать
явления: испарение, конденсация, кипение.
Описывать свойства насыщенного пара.
Создавать компьютерные модели
динамического равновесия. Измерять
влажность воздуха с помощью
гигрометра и психрометра. Описывать
устройство гигрометра и психрометра.
Определять относительную влажность по
психрометрической таблице.
Находить абсолютную влажность воздуха,
парциальное давление, относительную
влажность воздуха, точку росы в конкретных
ситуациях. Находить в литературе и в
Интернете информацию, готовить презентации
и сообщения о влиянии влажности
воздуха на процессы жизнедеятельности
человека.
Перечислять свойства жидкости и объяснять их
с помощью модели строения жидкости,
созданной на основе МКТ. Давать
определение понятий: силы поверхностного
натяжения,
коэффициент поверхностного натяжения,
поверхностная энергия. Распознавать и
воспроизводить примеры проявления действия
силы поверхностного натяжения.
Находить силу поверхностного
натяжения, коэффициент поверхностного
натяжения, поверхностную энергию жидкости
в конкретных ситуациях.
Различать смачивающие и несмачиваюшие
поверхность жидкости. Объяснять причину
движения жидкости по капиллярным трубкам.
Рассчитывать высоту поднятия
(опускания) жидкости по капилляру.
Находить в литературе и в Интернете
информацию, готовить презентации и
сообщения о проявлении действия
силы
поверхностного натяжения в живой и
неживой природе, на производстве.
Давать определение понятий: кристаллическое
тело, аморфное тело, анизотропия.
Перечислять свойства твёрдых тел и объяснять
их с помощью модели строения.
Демонстрировать особенности строения
кристаллических и аморфных твердых тел,
используя объёмные модели
кристаллов.
Приводить примеры процессов,
подтверждающих сходства и различия свойств
кристаллических и аморфных твердых тел.

Находить в Интернете и дополнительной
литературе сведения о свойствах и применении
аморфных материалов. Находить в
литературе и в Интернете информацию по
заданной
теме.
Основы
термодинамики
(8 ч)

Внутренняя энергия.
Термодинамическая
система и её
равновесное
состояние.
Работа и
теплопередача
как способы
изменения
внутренней энергии.
Количество теплоты.
Теплоёмкость.
Фазовые переходы.
Уравнение
теплового баланса.
Первый закон
термодинамики.
Адиабатный
процесс.
Необратимость
тепловых процессов.
Второй закон
термодинамики и
его статистическое
толкование.
Преобразования
энергии в тепловых
машинах. Цикл
Карно. КПД
тепловых машин.
Проблемы
энергетики и охрана
окружающей среды

Давать определение понятий:
термодинамическая система, изолированная
термодинамическая система, равновесное
состояние, термодинамический процесс,
внутренняя энергия, внутренняя энергия
идеального газа, теплоёмкость, количество
теплоты, удельная теплота плавления, удельная
теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, работа в термодинамике,
адиабатный процесс, обратимый процесс,
необратимый процесс, нагреватель,
холодильник, рабочее тело, тепловой двигатель,
КПД теплового двигателя.
Распознавать термодинамическую систему,
характеризовать её состояние и процессы
изменения состояния. Приводить примеры
термодинамических систем из курса биологии,
характеризовать их, описывать изменения
состояний. Описывать способы изменения
состояния термодинамической системы
путём совершения механической работы и
при теплопередаче. Составлять уравнение
теплового баланса в конкретной ситуации,
находить, используя составленное
уравнение, неизвестные
величины. Распознавать фазовые переходы
первого рода и составлять
уравнения для фазовых переходов;
находить,
используя составленные
уравнения, неизвестные величины.
Находить значения внутренней энергии
идеального газа, изменение
внутренней энергии идеального газа,
работы идеального газа, работы над
идеальным газом, количества теплоты в
конкретных ситуациях.
Находить значение работы идеального газа по
графику зависимости давления от объема при
изобарном процессе. Описывать
геометрический смысл работы и находить её
значение по графику зависимости давления
идеального газа от объёма.
Формулировать первый закон
термодинамики. Составлять уравнение,
описывающее первый закон
термодинамики, применимости, объяснять его
статистический характер. Приводить примеры
тепловых двигателей, выделять в примерах

основные части двигателей, описывать принцип
действия. Вычислять значения КПД
теплового двигателя в конкретных
ситуациях. Находить значения КПД
теплового двигателя, работающего по циклу
Карно, в конкретных ситуациях. Готовить
презентации и сообщения по изученным
темам (возможные темы представлены в
учебнике).Создавать компьютерные модели
тепловых машин. Находить в литературе и в
Интернете информацию о проблемах
энергетики и охране окружающей среды.
Электростатика
(6 ч)

Основы электродинамики (18 ч)
Электрический заряд. Давать определение понятий: электрический
Закон сохранения
заряд, элементарный электрический заряд,
электрического заряда. точечный электрический заряд, свободный
Электрическое
электрический заряд, электрическое
взаимодействие.
поле, напряжённость электрического поля,
Закон Кулона.
линии напряжённости электрического поля,
Близкодействие и
однородное электрическое поле, потенциал
дальнодействие.
электрического поля, разность потенциалов,
Напряжённость и
энергия электрического поля,
потенциал
эквипотенциальная поверхность,
электростатического
электростатическая индукция, поляризация
поля, связь между
диэлектриков, диэлектрическая
ними. Линии
проницаемость вещества, электроёмкость,
напряжённости и
конденсатор. Распознавать, воспроизводить и
эквипотенциальные
наблюдать различные способы
поверхности.
электризации тел. Объяснять явление
Принцип
электризации на основе знаний о строении
суперпозиции
вещества. Описывать и воспроизводить
электрических полей. взаимодействие заряженных тел.
Разность потенциалов. Описывать принцип действия электрометра.
Проводники и
Формулировать закон сохранения
диэлектрики в
электрического заряда, условия
электрическом поле.
его применимости. Составлять уравнение,
Электрическая
выражающее закон сохранения
ёмкость. Конденсатор. электрического заряда, в конкретных
Энергия
ситуациях. Определять, используя
электрического поля. составленное уравнение, неизвестные
величины. Формулировать закон Кулона,
условия его применимости.
Составлять уравнение, выражающее закон
Кулона, в конкретных ситуациях.
Определять, используя составленное
уравнение, неизвестные величины.
Вычислять значение напряжённости поля
точечного электрического заряда, определять
направление вектора напряжённости
заряда, системы точечных зарядов, заряженной
плоскости, двух (нескольких) параллельных
плоскостей, шара, сферы, цилиндра; однородного
и неоднородного электрических полей.
Определять по линиям напряжённости
электрического поля знаки и характер

распределения зарядов. Описывать поведение
проводников и диэлектриков в
электростатическом поле на основе знаний о
строении вещества. Распознавать и
воспроизводить явления электростатической
индукции и поляризации диэлектриков.
Теоретически предсказывать на основании
знаний о строении вещества поведение
проводников и диэлектриков в электрическом поле.
Обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
Составлять
равенства,
связывающие
напряжённость электрического поля в
диэлектрике с напряжённостью внешнего
электрического пот; находить, используя
составленное уравнение, неизвестные величины.
Описывать принцип действия электростатической
защиты. Определять потенциал
электростатического поля в данной точке поля
одного и нескольких точечных электрических
зарядов, потенциальную энергию
электрического заряда и системы
электрических зарядов, разность
потенциалов, работу электростатического
поля, напряжение в конкретных ситуациях.
Изображать эквипотенциальные поверхности
электрического поля. Распознавать и
воспроизводить эквипотенциальные
поверхности поля точечного заряда, системы
точечных зарядов, заряженной плоскости, двух
(нескольких) параллельных плоскостей,
шара, сферы, цилиндра; однородного и
неоднородного электрических полей.
Объяснять устройство и принцип действия,
практическое значение конденсаторов.
Вычислять значения электроёмкости
плоского конденсатора, заряда конденсатора,
напряжения на обкладках конденсатора,
параметров плоского конденсатора, энергии
электрического поля заряженного конденсатора
в конкретных ситуациях. Рассчитывать общую
ёмкость системы конденсаторов. Находить в
Интернете и дополнительной литературе
информацию об открытии электрона, истории
изучения электрических явлений. Готовить
презентации и сообщения по изученным
темам.
Законы
Постоянный
Давать определение понятий: электрический
постоянного тока электрический ток.
ток, сила тока, вольт-амперная характеристика,
(8 ч )
Сила тока.
электрическое сопротивление, сторонние силы,
Сопротивление.
электродвижущая сила. Перечислять условия
Последовательное и
существования электрического тока.
параллельное
Распознавать и воспроизводить явление
соединения
электрического тока, действия электрического
проводников. Работа и тока в проводнике, объяснять механизм
мощность тока. Закон явлений на основании знаний о строении
Джоуля—Ленца.
вещества. Пользоваться амперметром,
Электродвижущая
вольтметром, омметром: учитывать

сила (ЭДС). Закон
Ома для полной
электрической цепи.
Лабораторные работы:
1 .Последовательное и
параллельное
соединение
проводников.
2. Измерение ЭДС
источника тока.

Электриеский
ток в различных
средах (4 ч)

Электронная
проводимость
металлов.
Зависимость
сопротивления

особенности
измерения конкретным
прибором и правила подключения в
электрическую цепь.
Исследовать экспериментально зависимость
силы тока в проводнике от напряжения и от
сопротивления проводника. Формулировать
закон Ома для участка цепи, условия его
применимости. Составлять уравнение,
описывающее закон Ома для участка цепи, в
конкретных ситуациях; вычислять,
используя составленное уравнение, неизвестные
значения величин. Рассчитывать
общее
сопротивление участка цепи при
последовательном и параллельном соединении
проводников, при смешанном соединении
проводников. Выполнять расчёты сил токов и
напряжений в различных (в том числе, в
сложных) электрических цепях.
Формулировать и использовать закон Джоуля—
Ленца. Определять работу и мощность
электрического тока, количество теплоты,
выделяющейся в проводнике с током, при
заданных параметрах. Формулировать закон
Ома для полной цепи, условия его
применимости. Составлять уравнение,
выражающее закон Ома для полной цепи, в
конкретных ситуациях; находить, используя
составленное уравнение, неизвестные
величины. Измерять значение электродвижущей
силы, напряжение и применять знания о
строении вещества для описания явления
электролиза.
Приводить примеры использования
электролиза.
Объяснять механизм образования свободных
зарядов в газах. Применять знания о строении
вещества для описания явлений
самостоятельного и несамостоятельного
разрядов. Распознавать, приводить
примеры,
перечислять
условия
возникновения самостоятельного и
несамостоятельного газовых разрядов,
различных типов газовых разрядов. Приводить
примеры использования газовых разрядов.
Перечислять основные свойства и применение
плазмы.
Находить в литературе и в Интернете
информацию по заданной
теме. Перерабатывать, анализировать и
представлять информацию в
соответствии с поставленными задачами.
Готовить презентации и сообщения.
Давать определение понятий: носители
электрического заряда, проводимость,
сверхпроводимость, собственная проводимость,
примесная проводимость, электронная
проводимость, дырочная проводимость, р-n

проводника от
температуры.
Электрический ток в
полупроводниках.
Собственная и
примесная
проводимость. Р-n
переход
Электрический ток в
электролитах.
Электрический ток в
вакууме и газах.

переход, вакуум, термоэлектронная эмиссия,
электролиз, газовый разряд, рекомбинация,
ионизация, самостоятельный разряд,
несамостоятельный разряд, плазма.
Распознавать и описывать явления
прохождения электрического тока через
проводники, полупроводники, вакуум,
электролиты, газы. Качественно
характеризовать электрический газ в среде:
называть носители зарядов, механизм их
образования, характер движения
электрических зарядов в электрическом поле и
в его отсутствии, зависимость силы тока от
напряжения, зависимость силы тока от внешних
условий. Перечислять основные положения
теории электронной проводимости металлов.
Вычислять значения средне скорости
упорядоченного движения электронов в
металле под действием электрического поля, в
конкретной ситуации. Определять
сопротивление проводника при данной
температуре. Перечислять основные положения
теории электронно- дырочной проводимости
полупроводников. Приводить примеры
полупроводников, полупроводников с донорной
и акцепторными примесями. Приводить
примеры использования полупроводниковых
приборов. Объяснять механизм образования
свободных зарядов в растворах и расплавах
электролитов. Перечислять условия
существования электрического тока в вакууме.
Применять знания о строении вещества для
объяснения явления термоэлектронной
эмиссии. Описывать принцип действия
вакуумного диода, электронно-лучевой трубки.
Применять знания о строении вещества для
описания явления электролиза. Приводить
примеры использования электролиза.
Объяснять механизм образования свободных
зарядов в газах. Применять знания о строении
вещества для описания самостоятельных и
несамостоятельных разрядов. Распознавать,
приводить примеры, перечислять условия
возникновения самостоятельного и
несамостоятельного разрядов. Приводить
примеры использования газовых разрядов.
Перечислять основные свойства и применения
плазмы. Находить в Интернете информацию по
заданной теме. Перерабатывать и представлять
информацию в соответствии с поставленными
задачами. Готовит презентации и сообщения.

Повторение 3 ч.
Повторение
механики, основ
МКТ и

Перерабатывать, анализировать и представлять
информацию в соответствии с поставленными

термодинамики,
электродинамики

задачами.
Готовить презентации и сообщения по
изученным темам. Работать в паре, группе.
Составлять уравнения, вычислять, используя
составленное уравнение, неизвестные
величины. Контролировать решение задач
самим и другими учащимися

Контрольная
работа №4
«Итоговая»
Обобщающий
урок за курс 10
класса

11 класс (68 ч)
Тематическое
планирование

Содержание

Основные виды деятельности учащихся

Основы электродинамики (продолжение) (10 ч)
Магнитное
(5 ч)

поле

Магнитное
поле. Индукция
магнитного поля.
Вектор магнитной
индукции. Действие
на проводник с током
и движущуюся
заряженную частицу.
Сила Ампера. Сила
Лоренца. Правило
левой руки.
Магнитные свойства
вещества.
Лабораторные работы:
1. Измерение
взаимодействия
катушки с током и
магнита

Давать определения понятий: магнитное поле,
индукция магнитного поля, вихревое поле, сила
Ампера, сила Лоренца, ферромагнетик,
температура Кюри, магнитная проницаемость
вещества.
Давать определение единицы индукции магнитного
поля. Перечислять основные свойства магнитного
поля. Изображать магнитные линии постоянного
магнита, прямого проводника с током, катушки с
током. Наблюдать взаимодействие катушки с током
и магнита, магнитной стрелки и проводника с
током, действия магнитного поля на
движущуюся заряженную частицу. Формулировать
закон Ампера, границы его применимости.
Определять направление линий индукции
магнитного поля с помощью правила буравчика,
направление векторов силы Ампера и
силы Лоренца с помощью правила левой руки.
Перечислять типы веществ по магнитным
свойствам, называть свойства диа-, пара- и
ферромагнетиков. Измерять силу взаимодействия
катушки с током и магнита.
Работать в паре при выполнении практических
заданий, в паре и группе при решении задач.
Находить в литературе и в Интернете
информацию о вкладе Ампера, Лоренца в
изучение магнитного поля, русского физика
Столетова в исследование магнитных свойств
ферромагнетиков, о применении закона Ампера,
практическом использовании действия

магнитного поля на движущийся заряд, ускорителях
элементарных частиц, о вкладе российских
ученых в создание ускорителей
элементарных частиц, в том числе в Объединенном
Институте Ядерных Исследований в Дубне и на
адронном коллайдере в Церне
Электромагнитная
индукция (5 ч)

Механические
колебания (3ч)

Явление
электромагнитной
индукции.
Магнитный поток.
Правило Ленца.
Закон
электромагнитной
индукции.
Электромагнитное
поле. Вихревое
электрическое
Практическое
применение закона
электромагнитной
индукции.
Возникновение ЭДС
индукции в
движущихся
проводниках. Явление
самоиндукции.
Индуктивность.
Энергия магнитного
поля тока.
Лабораторные работы:
1. Исследование
явления
электромагнитной
индукции.

Давать определения понятий: явление
электромагнитной индукции, магнитный поток,
ЭДС индукции, индуктивность, самоиндукция, ЭДС
самоиндукции. Распознавать,
воспроизводить,
наблюдать явление электромагнитной индукции,
показывать причинно-следственные
связи при наблюдении явления. Наблюдать и
анализировать эксперименты, демонстрирующие
правило Ленца. Формулировать правило Ленца,
закон электромагнитной индукции, границы его
применимости. Исследовать явление
электромагнитной индукции.
Перечислять условия, при которых возникает
индукционный ток в замкнутом контуре,
катушке. Определять роль железного
сердечника в катушке. Изображать
графически внешнее и индукционное
магнитные поля. Определять
направление
индукционного тока в конкретной ситуации.
Объяснять возникновение вихревого
электрического поля и электромагнитного поля.
Описывать процесс возникновения ЭДС индукции в
движущихся проводниках.
Представлять
принцип
действия
электрогенератора
и электродинамического
микрофона. Работать в паре и группе при
выполнении практических заданий, Проводить
аналогию между самоиндукцией и инертностью.
Определять зависимость индуктивности катушки от
её длины и площади витков. Находить в конкретной
ситуации значения: магнитного потока, ЭДС индукции,
ЭДС индукции в движущихся проводниках, ЭДС
самоиндукции, индуктивность, энергию магнитного
поля. Находить в литературе и в Интернете
информацию о истории открытия явления
электромагнитной индукции, о вкладе в изучение этого
явления русского физика Э. X. Ленца, о борьбе
с проявлениями электромагнитной индукции и о её
использовании в промышленности. Готовить
презентации и сообщения по изученным темам

Колебания и волны (15 ч)
Механические
Давать определения понятий: колебания,
колебания. Свободные колебательная система, механические колебания,
колебания.
гармонические колебания, свободные колебания,
Математический и
затухающие колебания, вынужденные
пружинный маятники. колебания, резонанс, смещение, амплитуда, период,
Превращения энергии частота, собственная частота, фаза. Перечислять
при колебаниях.
условия возникновения колебаний. Приводить

Электромагнитные
колебания
(6 ч)

Амплитуда, период,
частота, фаза колебаний.
Вынужденные
колебания, резонанс.
Лабораторные работы: 1.
Определение
ускорения
свободного падения
при помощи
маятника.
Исследования: 1. При
затухании
колебаний амплитуда
обратно
пропорциональна
времени

примеры колебательных систем. Описывать
модели: пружинный маятник, математический
маятник. Перечислять виды колебательного
движения, их свойства. Распознавать, воспроизводить,
наблюдать гармонические колебания, свободные
колебания, затухающие колебания, вынужденные
колебания, резонанс. Перечислять способы
получения свободных и вынужденных
механических колебаний. Составлять уравнение
механических колебаний, записывать его решение.
Определять по уравнению колебательного
движения
параметры колебания. Представлять зависимость
смещения, скорости и ускорения от времени при
колебаниях математического и пружинного
маятника графически, определять по графику
характеристики: амплитуду, период и частоту.
Изображать графически зависимость амплитуды
вынужденных колебаний от частоты
вынуждающей силы. Анализировать изменение
данного графика при изменении трения в системе.
Находить в конкретных ситуациях значения
периода колебаний математического и пружинного
маятника, энергии маятника. Объяснять
превращения энергии при колебаниях
математического маятника и груза на пружине.
Исследовать зависимость периода колебаний
математического маятника от его длины, массы и
амплитуды колебаний. Вести дискуссию на тему
«Роль резонанса в технике и быту». Находить в
литературе и в Интернете информацию об
использовании
механических
колебаний
в
приборах геологоразведки, часах, качелях,
других устройствах, об использовании в
технике и музыке резонанса и о борьбе с ним.
Готовить презентации и сообщения по
изученным темам

Электромагнитные
колебания.
Колебательный
контур. Свободные
электромагнитные
колебания.
Автоколебания.
Вынужденные
электромагнитные
колебания.
Переменный ток.
Конденсатор и
катушка в цепи
переменного тока.
Резонанс в цепи
переменного
Производство,
передача и
потребление

Давать определения понятий:
электромагнитные колебания, колебательный
контур, свободные электромагнитные колебания,
автоколебания, автоколебательная система,
вынужденные электромагнитные колебания,
переменный электрический ток, активное
сопротивление, индуктивное сопротивление,
емкостное сопротивление, полное сопротивление
цепи переменного тока, действующее значение
силы тока, действующее значение
напряжения, трансформатор, коэффициент
трансформации. Изображать схему колебательного
контура и описывать принцип его работы.
Распознавать, воспроизводить, наблюдать
свободные электромагнитные колебания,
вынужденные электромагнитные колебания,
резонанс в цепи переменного тока. Анализировать
превращения энергии в колебательном контуре при
электромагнитных колебаниях. Представлять

Механические волны
(3ч )

электрической
энергии.
Элементарная
теория
трансформатора

зависимость электрического заряда, силы тока и
напряжения от времени при свободных
электромагнитных колебаниях. Определять по
графику колебаний его характеристики:
амплитуду, период и частоту.
Проводить аналогию между механическими и
электромагнитными колебаниями.
Записывать формулу Томсона. Вычислять с
помощью формулы Томсона период и частоту
свободных электромагнитных колебаний.
Определять период, частоту, амплитуду колебаний
в конкретных ситуациях.
Объяснять принцип получения переменного
тока, устройство генератора переменного тока.
Называть особенности переменного электрического
тока на участке цепи с резистором.
Перечислять особенности переменного
электрического тока на участке цепи с
конденсатором. Перечислять особенности
переменного электрического тока на сопротивления
цепи переменного тока в конкретных ситуациях.
Находить значения мощности, выделяющейся в
цепи переменного тока, действующих значений
тока и напряжения. Называть условия
возникновения резонанса в цепи переменного
тока. Описывать устройство, принцип
действия и применение трансформатора.
Вычислять коэффициент трансформации в
конкретных ситуациях. Находить в литературе и в
Интернете информацию о получении,
передаче и использовании переменного тока, об
истории создания и применении трансформаторов,
использовании резонанса в цепи переменного
тока и о борьбе с ним, успехах и
проблемах электроэнергетики.
Вести дискуссию о пользе и вреде электростанций,
аргументировать свою позицию, уметь
выслушивать мнение других участников.

Механические волны.
Поперечные и
продольные волны.
Энергия волны.
Интерференция и
дифракция волн.
Звуковые волны.

Давать определения понятий: механическая
волна, поперечная волна, продольная волна,
скорость волны, длина волны, фаза волны, плоская
волна, волновая поверхность, фронт волны, луч,
звуковая волна, громкость звука, высота тона,
тембр, отражение, преломление, поглощение,
интерференция, дифракция, поляризация
механических волн, когерентные источники,
стоячая волна, акустический резонанс,
плоскополяризованная волна.Перечислять свойства
и характеристики механических волн.Распознавать,
воспроизводить, наблюдать механические волны,
поперечные волны, продольные волны,
отражение,преломление, поглощение,
интерференцию, дифракцию и поляризацию
механических волн. Называть характеристики волн:
скорость, частота, длина волны, разность фаз.

Определять в конкретных ситуациях скорости,
частоты, длины волны, разности фаз волн.
Записывать и составлять в конкретных
ситуациях уравнение гармонической бегущей волны.
Находить в литературе и в Интернете информацию
о возбуждении, передаче и использовании
звуковых волн.
Электромагнитные
волны (3 ч )

Световые волны.
Геометрическая и
волновая оптика (10ч)

Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны. Вихревое
электрическое
Свойства
электромагнитных
волн.
Диапазоны
электромагнитных
излучений
практическое
применение.
Принципы радиосвязи
и телевидения

Давать определения понятий: электромагнитное
поле, вихревое электрическое поле,
электромагнитные волны, скорость волны, длина
волны, фаза волны, волновая поверхность, фронт
волны, луч, плотность потока излучения,
точечный источник излучения, отражение,
преломление, поглощение, интерференция,
дифракция, поперечность, поляризация
электромагнитных волн, радиосвязь,
радиолокация, амплитудная модуляция,
детектирование. Объяснять взаимосвязь
переменных электрического и магнитного полей.
Рисовать схему распространения электромагнитной
волны. Перечислять свойства и характеристики
электромагнитных волн. Объяснять процессы в
открытом колебательном контуре, принцип
излучения и регистрации электромагнитных волн.
Распознавать, наблюдать электромагнитные
волны, излучение, приём, отражение,
преломление, поглощение, интерференцию,
дифракцию и поляризацию электромагнитных волн.
Находить в конкретных ситуациях значения
характеристик волн: скорости, частоты, длины
волны, разности фаз, глубину радиолокации.
Сравнивать механические и электромагнитные
волны. Объяснять принципы радиосвязи и
телевидения. Объяснять принципы
осуществления процессов модуляции и
детектирования.
Оптика (14 ч.)
Прямолинейное
Световой луч, скорость света, отражение света,
распространение света в преломление света, полное отражение света, угол
однородной среде.
падения, угол отражения, угол преломления,
Законы отражения и
относительный показатель преломления, абсолютный
преломления света.
показатель преломления, линза, фокусное
Полное отражение.
расстояние линзы, оптическая сила линзы, дисперсия
Оптические приборы.
света, интерференция света, дифракция света,
Волновые свойства
дифракционная решетка, поляризация света,
света. Скорость света.
естественный свет, плоскополяризованный свет.
Интерференция света.
Описывать методы измерения скорости света.
Когерентность.
Перечислять свойства световых волн.
Дифракция света.
Распознавать,
воспроизводить,
наблюдать
Поляризация света.
распространение световых волн, отражение,
Дисперсия света.
преломление, поглощение, дисперсию, интерференцию,
Практическое
дифракцию и поляризацию световых волн.
применение
Формулировать принцип Гюйгенса, законы
электромагнитных
отражения и преломления света, границы их
применимости. Строить ход луча в

излучений.
Лабораторные работы:
1.Определение
показателя
преломления среды.
2 . Измерение фокусного
расстояния
собирающей линзы.
3.Определение длины
световой волны.

плоскопараллельной пластине, треугольной призме,
поворотной призме, оборачивающей призме, тонкой
линзе. Строить изображение предмета в плоском зеркале,
в тонкой линзе. Перечислять виды линз, их основные
характеристики - оптический центр, главная
оптическая ось, фокус, оптическая сила. Находить в
конкретной ситуации значения угла падения, угла
отражения, угла преломления, относительного
показателя преломления, абсолютного показателя
преломления, скорости света в среде, фокусного
расстояния, оптической силы линзы, увеличения линзы,
периода
дифракционной
решетки,
положения интерференционных и дифракционных
максимумов и минимумов.
Записывать формулу тонкой линзы, находить
в конкретных ситуациях с её помощью
неизвестные величины.
Объяснять принцип коррекции зрения с помощью
очков Экспериментально определять показатель
преломления среды, фокусное расстояние
собирающей и линзы, длину световой волны с
помощью дифракционной решетки. Высказывать
своё мнение о значении научных открытий и работ
по оптике И. Ньютона, X. Гюйгенса, Т. Юнга, О.
Френеля. Воспринимать, анализировать,
перерабатывать и предъявлять информацию в
соответствии с поставленными задачами.
Выделять основные положения корпускулярной и
волновой теорий света. Готовить презентации и
сообщения
Излучение и
Виды излучений.
Давать
определения
понятий:
тепловое
спектры (4 ч)
Источники света.
излучение, электролюминесценция,
Спектры.
катодолюминесценция, хемилюминесценция,
Спектральный
фотолюминесценция, сплошной спектр,
анализ. Тепловое
линейчатый спектр, полосатый спектр,
излучение.
спектр поглощения, спектральный анализ.
Распределение
Перечислять виды спектров. Распознавать,
энергии в
наблюдать сплошной спектр, линейчатый спектр,
спектре абсолютно
полосатый спектр, спектр излучения и поглощения.
чёрного тела. Шкала
Перечислять виды электромагнитных излучений,
электромагнитных
их источники, свойства, применение.
волн.
Сравнивать свойства электромагнитных волн
Наблюдение спектров. разной частоты.
Основы специальной теории относительности (СТО) (4ч.)
Основы специальной Постулаты СТО:
Давать определения понятий: событие,
теории
инвариантность модуля
постулат, собственная инерциальная система
относительности
скорости света в
отсчета, собственное время, собственная
(СТО) (4 ч)
вакууме, принцип
длина тела, масса покоя, инвариант, энергия покоя.
относительности
Объяснять противоречия между классической
Эйнштейна.
механикой и электродинамикой Максвелла и причины
Пространство и время в появления СТО. Формулировать постулаты СТО.
специальной теории
Находить в литературе и в Интернете информацию
относительности.
о теории эфира, экспериментах, которые привели к
Энергия и импульс
созданию СТО, относительности расстояний и
свободной частицы.
промежутков времени, биографии А. Эйнштейна.
Связь массы и энергии

свободной частицы.
Энергия покоя.
Записывать выражение
для энергии покоя и
полной энергии частиц.

Световые кванты
(5ч)

Атомная физика

(3ч)

Высказывать свое мнение о значении СТО для
современной науки. Готовить презентации и
сообщения по изученным темам.

Квантовая физика (17 ч)
Предмет и задачи
Давать определения понятий: фотоэффект, квант,
квантовой физики.
ток насыщения, задерживающее напряжение,
Гипотезам. Планка о
работа выхода, красная граница
квантах. Фотоэффект.
фотоэффекта,Формулировать предмет и задачи
Фотон. Уравнение
квантовой физики. Распознавать, наблюдать
А. Эйнштейна для
явление фотоэффекта. Описывать опыты Столетова.
фотоэффекта.
Формулировать гипотезу Планка о квантах, законы
Опыты А. Г.
фотоэффекта. Анализировать законы фотоэффекта.
Столетова,
Записывать и составлять в конкретных
законы фотоэффекта.
ситуациях уравнение Эйнштейна для
Корпускулярнофотоэффекта и находить с его помощью
волновой
неизвестные величины. Находить в конкретных
дуализм. Дифракция
ситуациях значения максимальной
электронов. Давление кинетической энергии фотоэлектронов, скорости
света. Опыты
фотоэлектронов, работы выхода, запирающего
П. К Лебедева и
напряжения, частоты и длины волны,
С. И. Вавилова.
частоты и длины волны, соответствующих
красной границе фотоэффекта.
Приводить примеры использования фотоэффекта.
Объяснять суть корпускулярно-волнового
дуализма. Находить в литературе и в Интернете
информацию о работах Столетова, Лебедева,
Вавилова, Планка, Комптона, де Бройля.
Выделять роль российских учёных в исследовании
свойств света. Приводить примеры биологического
и химического действия света. Готовить
презентации и сообщения по изученным
темам.
Планетарная модель
атома. Объяснение
линейчатого спектра
водорода на основе
квантовых постулатов
Бора.
Лабораторная работа:
1. Наблюдение
линейчатого спектров.
2. Исследование
спектра водорода.

Давать определения понятий: атомное ядро,
энергетический уровень, энергия ионизации,
Описывать опыты Резерфорда.
Описывать и сравнивать модели атома Томсона и
Резерфорда. Рассматривать, исследовать и
описывать линейчатые спектры.
Формулировать квантовые постулаты Бора.
Объяснять линейчатые спектры атома водорода на
основе квантовых постулатов Бора. Рассчитывать в
конкретной ситуации частоту и длину волны
испускаемого фотона при переходе атома из одного
стационарного состояния в другое, энергию
ионизации атома. Описывать устройство и
объяснять принцип действия лазера.
Находить в литературе и в Интернете
сведения о фактах, подтверждающих сложное
строение атома, о работах учёных по созданию
модели строения атома, получению

вынужденного излучения, применении лазеров
в науке, медицине, промышленности, быту.
Выделять роль российских учёных в создании и
использовании лазеров.
Физика атомного
ядра (7 ч)

Состав и строение
атомного ядра.
Изотопы. Ядерные
силы. Дефект массы и
энергия связи ядра.
Радиоактивность.
Виды радиоактивных
превращений атомных
ядер.
Закон радиоактивного
распада.
Ядерные реакции,
реакции деления и
синтеза. Цепная
реакция деления ядер.
Ядерная энергетика.
Применение
ядерной энергии.
Биологическое
действие
радиоактивных
излучений.
Лабораторная работа:
1. Определение
импульса и энергии
частицы при
движении в
магнитном поле (по
фотографиям).

Элементарные
частицы (2 ч)

Элементарные
частицы.
Фундаментальные

Давать определения понятий: массовое число,
нуклоны, ядерные силы, виртуальные частицы,
дефект масс, энергия связи, удельная энергия
связи атомных ядер, радиоактивность, период
полураспада, искусственная радиоактивность,
ядерные реакции, энергетический выход ядерной
реакции, цепная ядерная реакция, коэффициент
размножения нейтронов, критическая масса,
реакторы-размножители, термоядерная реакция.
Сравнивать свойства протона и нейтрона.
Описывать протонно-нейтронную модель ядра.
Определять состав ядер различных элементов с
помощью таблицы Менделеева. Изображать и
читать схемы атомов. Сравнивать силу
электрического отталкивания протонов и силу
связи нуклонов в ядре. Перечислять и описывать
свойства ядерных сил. Вычислять дефект масс,
энергию связи и удельную энергию связи.
конкретных атомных ядер. Анализировать связь
удельной энергии связи с устойчивостью ядер.
Перечислять виды радиоактивного распада
атомных ядер.Сравнивать свойства альфа-, бета- и
гамма-излучений. Записывать правила смещения
при радиоактивных распадах. Определять
элементы, образующиеся в результате
радиоактивных распадов. Записывать, объяснять
закон радиоактивного распада, указывать
границы его применимости. Определять в
конкретных ситуациях число нераспавшихся
ядер, число распавшихся ядер, период
полураспада. Записывать ядерные реакции.
Определять продукты ядерных реакций.
Рассчитывать энергический выход ядерных
реакций. Описывать механизмы деления ядер и
цепной ядерной реакции. Сравнивать ядерные и
термоядерные реакции. Объяснять принципы
устройства и работы ядерных реакторов.
Находить в литературе и в Интернете сведения
об открытии протона, нейтрона, радиоактивности,
о получении и использовании радиоактивных
изотопов, новых химических элементов. Выделять
роль российских учёных в исследованиях атомного
ядра, в открытии спонтанного деления ядер урана, в
развитии ядерной энергетики, создании новых
изотопов в ОИЯИ (Объединённый институт
ядерных исследований в г. Дубна).
Готовить презентации и сообщения по
изученным темам.
Давать определения понятий: аннигиляция,
лептоны, адроны, кварк, глюон. Перечислять
основные свойства элементарных частиц.

взаимодействия.
Ускорители
элементарных частиц

Повторение темы
«Механика».
Повторение темы «
Колебания и волны».
Повторение темы
«Молекулярная
физика».
Повторение темы
«Электростатика
Повторение темы
«Законы
постоянного тока».
Повторение разделов
«Электродинамика»
и «Оптика» (1 ч)
Контрольная работа
№4 «Итоговая» 1( ч)
Повторение разделов
«Квантовая, атомная
и ядерная физика» (1
ч)

Выделять группы элементарных частиц.
Перечислять законы сохранения, которые
выполняются при превращениях частиц.
Описывать процессы аннигиляции частиц и
античастиц и рождения электрон-позитронных пар.
Называть и сравнивать виды фундаментальных
взаимодействий. Описывать роль ускорителей в
изучении элементарных частиц. Называть
основные виды ускорителей элементарных частиц.
Находить в литературе и в Интернете сведения об
истории открытия элементарных частиц, о
трёх этапах в развитии физики элементарных
частиц. Описывать современную физическую
картину мира. Готовить презентации и
сообщения по изученным темам.

Повторение (8 ч)
Повторение и систематизация знаний за курс 11
класса

СОГЛАСОВАНО
Протокол №1заседания ШМО
естественно-математического цикла
от 25августа 2023 года
___________ /Булатецкая С.П./.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ / Кошель Т.В./
29 августа 2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-861-535-36-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».