Краснодарский край Муниципальное образование Староминский район х. Восточный Сосык Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 им. Л.Д. Телицына УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от «30» августа 2023 года Председатель педсовета __________Беляев И.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Уровень образования СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, класс 11 Количество часов 68 Учитель Колпаченко Елена Сергеевна Программа разработана на основе: • Авторской Программы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская. Обществознание. Программы—10-11 классы– М.: Просвещение, 2019. Учебники: • Обществознание: учеб. для учащихся 11 класс. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И, А.Ю. Лазебниковой.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. – 10-е изд. – М.: «Просвещение», 2019. Пояснительная записка. Рабочая программа учебного курса обществознания предметная область «Общественные науки» для 11класса составлена на основе: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12,13,15,16); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011. Регистрационный номер 19993; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 №986 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 4 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 №2106 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413). 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 года №1645 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413. 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413. 8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017 года №613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413. 9. Учебного плана МБОУ СОШ № 6им. Л.Д. Телицынана 2023-2024 уч. год 10. Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 6им. Л.Д. Телицына Данная рабочая программа предполагает использование следующего УМК: • • Авторской Программы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская. Обществознание. Программы—10-11 классы– М.: Просвещение, 2019. Обществознание: учеб. для учащихся 11 класс. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю. Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова . – 10-е изд. – М.: «Просвещение», 2019. Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане Предмет «Обществознание» в средней школе изучается в 11 классе. Общее количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка обучения составляет 2 часа. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты: • • • осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладеть новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли; мотивированность к эффективному социальному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требования права, ограждающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира. • Метапредметные результаты изучения обществознания в старшей школе проявляются в: • умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутыми результатом. • в умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной роли. (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определённой местности, члена общественного объединения); • способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных отношениях конкретные жизненные ситуации выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям; • ключевых навыках работы с информацией, её поиска анализа и обработки, коммуникации и сотрудничества; • готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля; • ключевых компетентностях сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и информационные умения, умение работать с разными источниками социальной информации). Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются: • понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимосвязи основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития, умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; • • • • • • • владение основными общественными понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления окружающей социальной действительности; опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей(гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель); умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс; социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни; мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике; умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты, суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении. В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Человек. Человек в системе общественных отношений • • • • • • • • • • • • • • • • • Выделять черты социальной сущности человека; определять роль духовных ценностей в обществе; распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; различать виды искусства; соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; раскрывать связь между мышлением и деятельностью; различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины; иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. Общество как сложная динамическая система • • • • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. Экономика • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; различать экономические и бухгалтерские издержки; приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; определять причины безработицы, различать ее виды; высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Социальные отношения • Выделять критерии социальной стратификации; • • • • • • • • • • • • • • • • • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; конкретизировать примерами виды социальных норм; характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. Политика • • • • • • • • • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и другие виды власти; устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; раскрывать роль и функции политической системы; характеризовать государство как центральный институт политической системы; различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; характеризовать демократическую избирательную систему; • • • • • • • • • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; конкретизировать примерами роль политической идеологии; раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; оценивать роль СМИ в современной политической жизни; иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Правовое регулирование общественных отношений • • • • • • • • • • • • • • • • • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; выделять основные элементы системы права; выстраивать иерархию нормативных актов; выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; раскрывать содержание гражданских правоотношений; применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; различать организационно-правовые формы предприятий; характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. Содержание учебного курса 11 класc. Глава 1. Экономическая жизнь общества (27 часов + 2 ч к/р). Экономика как подситема общества. Роль экономики в поддержании жизнедеятельности общества. Связь экономики с другими сферами общественной жизни. Экономика и уровень жизни. Экономическая наука. Уровни изучения экономических проблем: макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика. Экономика как хозяйство. Экономические отношения и интересы. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономическая свобода и социальная ответственность участников экономической деятельности. Тенденции экономического развития современной России. Экономический рост и пути его достижения. Формы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Основные фазы экономического цикла. Принципы циклического развития экономики. Рыночная экономика. Механизм ценообразования в условиях рынка. Законы спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Многообразие рынков. Рынок труда. Безработица и занятость. Виды безработицы и ее социально-экономические последствия. Роль капитала. Современный рынок. Роль и функции предпринимательства в обществе. Организационно- правовые формы бизнеса. Фирма в экономике: источники финансирования, факторы производства и факторные доходы, издержки и прибыль. Основы маркетинга. Принципы менеджмента. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Фискальная и монетарная политика. Налоговая система РФ, Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственная политика в области занятости населения. Финансы финансовые институты. Банковская система. Функции банков. Банковские операции. Инфляция: виды и причины. Последствия инфляции для экономики. Экономическая культура личности. Экономические интересы людей как отражение их экономических отношений. Деловая этика. Экономическая свобода и социальная ответственность личности. Рациональное поведение основных участников экономики. Международные экономические отношения. мировая экономика. Международная торговля. Экспорт и импорт. Внешнеторговая политика государства и методы ее регулирования. Протекционизм и свободная торговля: преимущества и недостатки. Глобальные экономические проблемы. Тенденции общемирового экономического развития. Глава 2. Социальная сфера (18 часов + 1 ч. к/р). Структура общества. Социальная стратификация. Виды социальных групп. Этнические группы. Этнические отношения. Нация как социальная общность. Межнациональные причины и их причины. Основные признаки присущие национализму. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Демографическая субкультура. Демографическая структура современного общества. Социальное неравенство. Положение индивида в обществе. Виды социальных статусов. Социальные роли и ролевое поведение личности. Социальная мобильность и ее виды. Социальные лифты. Миграционные процессы и связанные с ним проблемы. Социальные конфликты и пути их решения. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение и его виды. Социальный контроль, его элементы и формы. Типы социальных санкций. Семья как социальный институт. И малая группа. Исторические типы семьи. Роль семьи в жизни личности и развитии общества. Тенденции развития семейных отношений. Воспитание детей в семье. Гендер. Гендерные стереотипы и гендерное воспитание. Изменение роли женщины в современном обществе. Глава 3. Политическая жизнь общества (19 часов). Политика – условие сохранения целостности общества. Политическая власть. Политическая деятельность. Субъекты и объекты политической власти. Политическая система общества. Институциональное измерение политики. Политические институты современного общества. Государство как центральный институт политической системы. Функции государства в условиях глобализации. Взаимодействие правового государства и гражданского общества. Государственная власть в РФ: политическая роль и функции Президента, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Политическое многообразие демократического общества. Общественные объединения в политике (политические партии, общественно-политические движения). Демократические выборы. Типы избирательных систем. Избирательная компания. СМИ как политический институт. Информационная война. Ценностное измерение политики. Ценности в политики: факторы формирования и социальная роль. Демократические политические ценности российского общества: политические свободы, права человека, гражданственность, патриотизм, Политическая социализация в современном мире. Политическая культура. Типы политической культуры. Политическая культура демократического общества. Политическое сознание как форма общественного сознание. Политическая идеология как отражение политических ценностей политическая психология. Человек в мире политики. Политическое участие и его формы. Политическое поведение личности и социальной группы. Социальные регуляторы политического поведения. Политические движения социальных групп и общностей. Политический экстремизм и терроризм. Политическое лидерство и политические элиты. Типы лидерства. Функции политического лидера в демократическом обществе. Политика и этика в деятельности политического лидера. Политическая элита и ее функции. Моральные требования общества к политической элите. Политический процесс. Международная политика. Мировая политика. Национальная безопасность. Роль России в мирровой политике Итоговая контрольная работа – 1 час Календарно-тематическое планирование11 класс № Раздел / Тема урока 1 Роль экономики в жизни общества Подготовка к к/р 2 Входной контроль. 3 4 5 6 7 К Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата /ч (на уровне УДД). (план) Глава I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (27 ч. + 2 ч.) Характеризовать основные проявления экономической жизни, их 06.09 взаимосвязь. Называть показатели уровня жизни населения. Высказывать обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития. Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции развития экономической сферы жизни современного 1 общества. Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономики и социальной структуры общества, экономики и политики. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике экономической жизни общества, в том числе для понимания влияния экономики на уровень жизни 07.09 1 Экономика: наука и хозяйство. Работа над ошибками Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Рыночные отношения в экономике 2 1 1 1 Характеризовать основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения. Различать и описывать абсолютные и относительные экономические величины. Раскрывать и конкретизировать понятие «валовой внутренний продукт». Называть различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить их примеры Раскрывать, используя современные факты и примеры, понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Объяснять сущность и причины цикличного развития экономики. Описывать фазы экономического цикла Называть и иллюстрировать примерами основные факторы производства и факторные доходы. Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях. Раскрывать роль фондового рынка в рыночных структурах. Называть основные правила поведения потребителей на финансовом рынке. Объяснять возможности финансирования малых и крупных предприятий Дата Д/з факт §1 13.09 14.09 §2 20.09 §3 (с. 2528) 21.09 §3 (с.2933) 27.09 §4 (с.3536) §2 8 9 10 Законы спроса и предложения Конкуренция и монополия. Фирма в экономике 1 1 1 11 Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. 1 12 Налоги, уплачиваемые предприятиями. 1 13 Практическая работа «Создай свою фирму» Проектная деятельность 1 14 15 Правовые основы предпринимательской деятельности 2 16 Источники финансирования бизнеса. 1 17 Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. 1 Объяснять механизм действия свободного ценообразования на рынке. 28.09 Приводить примеры действия законов спроса и предложения. Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики. Находить и извлекать социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях развития современной рыночной экономики из адаптированных источников различного типа Различать деятельность различных финансовых институтов. Выделять цели и функции ЦБ России в банковской системе РФ. Раскрывать роль фондового рынка в рыночных структурах. Называть основные правила поведения потребителей на финансовом рынке. Объяснять возможности финансирования малых и крупных предприятий Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Приводить примеры постоянных и переменных издержек производства. Моделировать практические ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли производителя. Называть основные виды налогов на предприятие. 04.10 §4 (с.3639) §4 (с.3942) 05.10 §5 (с.4447) 11.10 §5 (с.4751) 12.10 §5 (с.5153) Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной 18.10 деятельности для решения творческих задач. Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений. Использовать элементы причинно-следственного анализа при 19.10 характеристике экономической жизни общества, в том числе для 25.10 понимания влияния экономики на уровень жизни Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях. Оценивать значение маркетинга и эффективности деятельности фирмы менеджмента в 26.10 обеспечении 08.11 §6 (с.5557) §6 (с.5865) §7 (с.6871) §7 (с.7277) 18 Экономка и государство. 1 Характеризовать типы финансовой политики государства. 09.11 15.11 20 Финансы в экономике. 1 21 22 Виды, причины и последствия инфляции. 2 Объяснять цели и инструменты денежно-кредитной и бюджетной политики государства. Аргументированно показывать влияние денежно-кредитной политики на российскую экономику. Описывать бюджетную систему РФ Раскрывать роль фондового рынка в рыночных структурах. Называть основные правила поведения потребителей на финансовом рынке. Объяснять возможности финансирования малых и крупных предприятий Различать виды и причины инфляции. Давать оценку последствиям инфляции экономики в целом и для различных социальных групп 1 Характеризовать объекты спроса и предложения на рынке труда, механизм 29.11 их взаимодействия. Различать виды и причины безработицы. 19 23 24 25 Бюджетная политика государства. Рынок труда. Безработица: причины и виды Мировая экономика. 26 Глобальные проблемы экономики. 27 Экономическая культура. Подготовка к к/р 28 29 Контрольная работа: «Экономическая жизнь общества» Рациональное поведение участников экономической деятельности. 1 16.11 §9 (с.9296) 22.11 23.11 §9 (с.97101) § 10 (с.10 4108) § 10 (с.10 8112) § 11 (с.11 6122) § 11 (с.12 2125) § 12 (с.12 8134) § 12 (с.13 5139) 1 Объяснять значение понятия «занятость». Приводить примеры 30.11 особенностей труда молодёжи. Оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда 1 Объяснять предпосылки международного разделения труда. Различать и 06.12 сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли. 1 Давать оценку противоречивым последствиям экономической 07.12 глобализации. Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития 1 Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией 13.12 гражданами своих экономических интересов. Различать моральнонравственную сторону социально-экономических отношений. 1 Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения 14.12 экономической рациональности. Раскрывать на примерах связь экономической свободы и социальной ответственности участников экономики 20.12 1 §8 (с.8084) §8 (с.8589) К/Р Глава II. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (18 ч. + 1 ч.) Социальная структура общества. 30 1 Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль 21.12 малых социальных групп в обществе. 1 Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном 27.12 обществе 1 Называть критерии социальной стратификации. Различать виды социальной 28.12 мобильности 2 Перечислять виды социальных норм. Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль. Различать санкции социального контроля. Социальное неравенство 31 Социальная мобильность 32 33 34 Социальные нормы. Социальный контроль Девиантное поведение. 35 1 Нации и межнациональные отношения 36 37 2 Семья. Функции семьи 38 1 Семья в современном обществе. 39 1 Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения. Называть причины негативного отклоняющегося поведения. Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные способы преодоления негативного отклоняющегося поведения. Объяснять меры борьбы с преступностью. Оценивать роль толерантности в современном мире Объяснять значение понятия «нация». Характеризовать особенности этнических отношений в России. Называть причины и последствия межнациональных конфликтов. Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма. Аргументированно доказывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры. Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущность этнической дискриминации. Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи. Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи. Сравнивать различные типы семей. Приводить примеры государственной поддержки семьи. Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в социализации личности. § 13 (с.14 3145) § 13 (с.14 5147) § 13 (с.14 8152) § 14 (с.15 3157) § 14 (с.15 7163) § 15 (с.16 4166) § 15 (с.16 6171) § 16 (с.17 4176) § 16 (с.17 6178) Анализировать способы поддержки культуры быта. Бытовые отношения. 40 1 Гендерные стереотипы и роли. 41 42 2 Молодежь в современном обществе. 43 44 45 1 Характеризовать молодёжь как социально-демографическую группу. Раскрывать на примерах социальные роли юношества. Различать общие и особенные черты молодёжных субкультур. Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодёжи в условиях рынка труда. Называть особенности молодёжных субкультур в России. Молодежные субкультуры. 2 Демографическая ситуация в современной России 46 47 Объяснять значение понятий «гендерные стереотипы» и «гендерная роль». Обосновывать изменение роли женщины в современном обществе. Различать причины гендерных конфликтов. Называть факторы, влияющие на освоение гендерной роли, и приводить их примеры. 1 Диспут: «Что такое современная семья». Подготовка к контрольной работе 1 Характеризовать состояние и динамику изменений численности населения. Объяснять причины и социальные последствия депопуляции в России. Высказывать обоснованное суждение о факторах, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране. Называть особенности возрастного состава населения России. Оценивать роль миграции в решении демографических проблем § 16 (с.17 8183) § 17 (с.18 4186) § 17 (с.18 7192) § 18 (с.19 4198) § 18 (с.19 9204) § 19 (с.20 5212) Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач. Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений. 48 (Практическая)Контрольная работа: «Социальная сфера» 1 Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять различные типы заданий. К/Р 49 Политика и власть. Работа над ошибками 1 Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия. Высказывать обоснованное суждение о соотношении средств и целей § 20 (с.21 Политические отношения 50 1 Политическая система 51 1 Политические режимы 52 1 Сущность правового государства 53 1 Гражданское общество. 54 1 Местное самоуправление. 55 1 56 Выборы: избирательные системы 57 Политические партии. Проектная деятельность в политике. Оценивать роль политических институтов в жизни общества. Раскрывать цели политических партий. Различать политическую власть и другие виды власти 6222) Соотносить властные и политические отношения. Объяснять и иллюстрировать примерами политические цели и политические действия. Устанавливать причинно-следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности. § 20 (с.22 2227) Раскрывать роль и функции политической системы. Характеризовать государство как центральный институт политической системы. § 21 (с.22 8232) § 21 (с.23 2239) Различать типы политических режимов. Давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии. Обобщать и систематизировать информацию о сущности демократии (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии). Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России Характеризовать сущность и иллюстрировать примерами функции правового государства. Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления Характеризовать сущность и иллюстрировать примерами функции гражданского общества. Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества. § 22 (с.24 3245) Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления § 22 (с.24 5249) § 23 Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий. Характеризовать различные типы и функции партий. Раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем. Характеризовать § 24 (с.26 1265) 1 1 § 22 (с.24 0243) Партийные системы 58 1 Политическая элита. 59 1 Политическое лидерство. 60 1 Политическое сознание. Подготовка к контрольной работе 61 62 63 1 Промежуточная аттестация. Контрольная работа Идеология и ее роль в политике. Работа над ошибками 1 Объяснять значение понятий «политическое лидерство» и «политическая элита». Конкретизировать примерами различные типы политического лидерства и давать им оценку. Характеризовать функции политической элиты и её значение в современном обществе. § 25 (с.27 2275) Называть ролевые функции политического лидера. Извлекать и систематизировать информацию о роли выдающихся политических деятелей в истории § 25 (с.27 5282) § 26 (с.28 3285) Различать обыденное и идейно-теоретическое сознание. Объяснять значение понятия «политическая идеология». Называть формы существования идеологии. Сравнивать различные идейно-политические течения. Конкретизировать роль политической психологии в деятельности субъектов политики. Проверить уровень освоения материала по теме, уровень сформированности умений выполнять различные типы заданий. Давать оценку роли СМИ в современной политической жизни 1 Политическое поведение 65 § 24 (с.26 6271) 1 Роль СМИ в политической жизни. 64 значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий. Характеризовать различные типы и функции партий. Раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем. Характеризовать значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе 1 Различать формы политического поведения и приводить примеры политической активности личности. Объяснять значение понятия «экстремизм». Называть причины, порождающие политический терроризм. Обосновывать необходимость противодействия силовым способам решения международных проблем. Давать К/Р § 26 (с.28 5291) § 26 (с.29 2297) § 27 оценку последствиям экстремизма и терроризма. Характеризовать факторы, влияющие на политическое поведение Политический процесс и политическое участие. 66 1 Итоговое повторение. 67 68 Характеризовать и иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса. Называть факторы, влияющие на результаты политического процесса. Различать непосредственное и опосредованное политическое участие и приводить примеры. Объяснять значение структурных элементов политической культуры личности. Сравнивать типы политической культуры. Высказывать обоснованное суждение о роли участия граждан в политике с позиций демократической политической культуры. Анализировать основные тенденции современного политического процесса Систематизировать информацию. Использовать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач. 2 Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений. Применять полученные знания и умения на практике. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения гуманитарного цикла от 25 августа 2023 года № 1 ___________ Cергеева С.И. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Кошель Т.В. ______________ 2023 года § 28