Краснодарский край Староминский район х.Восточный Сосык Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Л.Д.Телицына УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ №6 им.Л.Д.Телицына протокол №1 от 30 августа 2023 года Председатель________И.И.Беляев РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Индивидуальный проект» Уровень образования, класс среднее общее образование, 11 класс Учитель Гордиенко Ирина Олеговна, МБОУ СОШ №6 им.Л.Д.Телицына Программа разработана в соответствии с авторской программой курса «Индивидуальный проект. 10 -11 классы», М.В.Половкина, А.В.Носов, М.: Просвещение, 2018 г. с учетом УМК учебное пособие для общеобразовательных организаций «Индивидуальный проект 10 – 11 классы» М.В.Половкина, А.В.Носов, М.: Просвещение, 2021 г. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» для 11 класса составлена на основе: − Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; − основной общеобразовательной программы среднего общего образования; − авторской программы курса «Индивидуальный проект. 10 - 11 классы», М.В.Половкина, А.В.Носов, М: Просвещение, 2018 г. Цель курса: - формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Задачи курса: — реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; — формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования; — повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий. Настоящая программа составлена на 1 час в неделю, за один год обучения 34 часа, в соответствии с учебным планом школы. 1. Планируемые результаты изучения учебного курса. Личностные: – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные Регулятивные − самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные − давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание; − раскрывать этапы цикла проекта; − самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; − владеть методами поиска, анализа и использования научной информации; − публично излагать результаты проектной работы. 2. Содержание курса. Модуль 4. Условия реализации проекта (5 ч) Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами. Модуль 5. Трудности реализации проекта (8 ч) Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (6 ч) Раздел 6.1. Позиция эксперта. Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (10 ч) Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру. Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч) Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению. 3. Тематическое планирование курса. Название темы Кол-во Основное Характеристика основных часов содержание видов деятельности ученика Модуль 4. Условия реализации проекта (5 ч.) Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника 2 Работа с разными позициями. Противники проекта. Сторонники проекта. Команда проекта. Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта. Практическая работа Переход от замысла к реализации проекта. 1 Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл продукта. Переосмысление замысла. Внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание Модели и способы 2 управления проектами. учащимся того,что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества; извлечение 1 Практическая работа необходимой информации из №1 «Подбор материала прослушанных текстов, по теме проекта / относящихся кразличным исследования» жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; Модуль 5. Трудности реализации проекта (8 ч.) Предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным Риски проекта 1 Практическая работа №2 «Определение рисков приреализации проекта/исследования» Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». 1 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие. «Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение». 2 Позиция эксперта. 1 1 Несовпадение замысла и его реализации. Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков. Практическая работа Проблема. Цель проекта.Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств. Прорывные технологии и фундаментальн ые знания. Анализ ситуации. Критерии сравнения проектных замыслов эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родногоязыка. Анализ ситуации. Образ желаемого будущего. Оригинальность идеи проекта. Бизнес-план. Маркетинговые риски. Модуль 6. «Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ» (6 ч.) 2 Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к проблематике Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества; овладение составляющими Предварительная защита проектных и исследовательских работ Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя» 2 Оценка начального этапа исследования 1 1 проектов. Запрос наноу-хау и иные вопросы эксперту. Предварительная защита проектных и исследовательских работ Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектно конструкторской работы. Преимущество проектируемого инструмента. Анализ ограничений существующих аналогов. Цель проекта. Дорожная карта проекта. Актуальность темы исследования. Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов. Практическая работа исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Изобретения.Техно логи. Технологические долины. Наукограды. Использование технологий для решения проблем. Внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; умение работать с разными источниками информации: Практическая работа №3 1 «Редактирование текста» Модуль 7. «Дополнительные возможности улучшения проекта» (8 ч.) Технология как мост от идеи к продукту. 1 Видим за проектом инфраструктуру. 1 Опросы как эффективный инструмент проектирования. 1 Возможности социальных сетей. Сетевые формы проекта. 1 Использование видеоролика в продвижении проекта. 2 Оформление и предъявление результатовпроектной и исследовательской деятельности. 1 Инфраструктура. Базовый производственный процесс. Вспомогательные процессы и структуры. Свойства инфраструктуры. Социологический опрос как метод исследования. Использование опроса при проектировании и реализации проекта. Интернетопросы. Понятие генеральной совокупности. Возможности сетей для поиска единомышленников и продвижения проектов. Создание видеоролика как средство продвижения проекта. Создание «эффекта присутствия». Сценарий. Съемка. Монтаж. Выстраивание структуры текста для защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления. Практическая работа находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; владение монологической идиалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 1 Практическая работа № 4 «Оформления работы, проектного продукта» Модуль 8. «Презентация и защита индивидуального проекта» (7 ч.) Презентация и защита индивидуального проекта 7 Итоги проектной деятельности СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей культурно – прикладных дисциплин «Практикум» МБОУ СОШ №6 им.Л.Д.Телицына от 25.08.2023 года №1 __________________ Гордиенко И.О. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценкапроцесса и результатов деятельности; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Кошель Т.В. 29.08.2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №6 им.Л.Д.Телицына _______________ Т.В.Кошель «29» августа 2023 года Староминский район х.Восточный Сосык Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 им.Л.Д.Телицына КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По элективному курсу «Индивидуальный проект» Уровень образования, класс среднее общее образование, 11 класс Учитель Гордиенко Ирина Олеговна, МБОУ СОШ №6 им.Л.Д.Телицына Количество часов всего 34, в неделю 1 час Планирование составлено на основе рабочей программы: Гордиенко И.О., утвержденной решением педагогического совета МБОУ СОШ №6 им.Л.Д.Телицына, протокол №1 от 30.08.2023 г. В соответствии с ФГОС ООО УМК: учебное пособие для общеобразовательных организаций «Индивидуальный проект 10 – 11 классы» М.В.Половкина, А.В.Носов, М.: Просвещение, 2021 г. № п/п 1 2 3 4 5 Название темы Кол-во Дата часов план факт Универсальные учебные действия Сторонники и команда 2 Выполняют запланированные действия 02.09 проекта: как самостоятельно, в группе или в 09.09 эффективно комбинированном режиме. При использовать необходимости консультируются с уникальный вклад учителем (экспертом). Осуществляют каждого участника промежуточные обсуждения Модели и способы 2 16.09 полученных данных в группах. управления проектами. 23.09 1 Практическая работа 30.09 №1 «Подбор материала по теме проекта / исследования» Модуль 5. Трудности реализации проекта (8 ч.) 6 Переход от замысла к реализации проекта. 1 07.10 7 Риски проекта 1 14.10 Знакомятся с новыми понятиями, анализируют предложенные проекты, определяя их «звенья». Анализируют предложенные проекты с точки зрения внутренних и внешних рисков. Анализируют предложенный проектный замысел «Завод по переработке мусора». Анализируют проектный замысел «Превратим мусор в ресурс». Практическая работа 1 21.10 №2 «Определение рисков приреализации проекта/исследования» 1 9 Практическое занятие. 28.10 Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». 2 10 Практическое занятие. 11.11 11 Анализ проектного 11.11 замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. 2 12 Практическое занятие. 18.11 13 «Анализ проектов 18.11 сверстников: туризм и краеведение». Модуль 6. «Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ» (6 ч.) 8 14 Позиция эксперта. 1 25.11 15 16 Предварительная защита проектных и исследовательских работ 2 02.12 09.12 Планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректируют деятельность. 17 18 Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя» Оценка начального этапа исследования 1 16.12 1 23.12 19 Практическая работа №3 1 13.01 «Редактирование текста» Модуль 7. «Дополнительные возможности улучшения проекта» (8 ч.) 20 Технология как мост от идеи к продукту. 1 20.01 21 Видим за проектом инфраструктуру. 1 27.01 22 Опросы как 1 03.02 эффективный инструмент проектирования. Возможности 1 10.02 социальных сетей. Сетевые формы проекта. Использование 2 17.02 видеоролика в 02.03 продвижении проекта. 1 16.03 Оформление и предъявление результатовпроектной и исследовательской деятельности. 1 06.04 Практическая работа № 4 «Оформления работы, проектного продукта» Модуль 8. «Презентация и защита индивидуального проекта» (7 ч.) 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Презентация и защита индивидуального проекта 7 13.04 20.04 27.04 04.05 11.05 18.05 25.05 Принимают и сохраняют учебную задачу; преобразовывают практическую задачу в познавательную; удерживают цель деятельности до получения ее результата. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.