rp_7_klass_fop_russkij_jazyk

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОНиМП Краснодарского края
МО Староминский район
МБОУ СОШ №6 им. Л.Д.Телицына
СОШ №6

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей
гуманитарного цикла

Заместитель директора
по УВР

Директор МБОУ СОШ
№6 им. Л.Д.Телицына

________________________ ________________________ ________________________
Сергеева С.И.
Кошель Т.В.
Беляев И.И.
Протокол №1 от «25» 08
Протокол №1 от «29» 08
Протокол №1 от «30» 08
2023 г.
2023 г.
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1372608)
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 7 класса

х. Восточный Сосык 2023-2024 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению
планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как
государственный язык и язык межнационального общения русский язык является
средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социальноэкономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя
России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание
русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных
разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных
возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и
других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих
способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения
к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку
межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к
общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и
других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
­человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре,
к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом
формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение
нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике
разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и
пунктуационной
грамотности;
воспитание
стремления
к
речевому
самосовершенствованию;
совершенствование
речевой
деятельности,
коммуникативных
умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение
русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по
разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в
процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию,
интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной,
несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационносмысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла,
коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную
область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число
часов, отведенных на изучение русского языка, составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов
(5 часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в
неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь ­языка, культуры и истории
народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной,
вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев,
способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств
выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь,
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык
художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического
стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Инструкция.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи. Орфография.
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в
причастии. Синтаксические функции причастия, роль в речи.
Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы страдательных причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий. Правописание
падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий
— висячий, горящий — горячий). Ударение в некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах
причастий и отглагольных имён прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Орфографический анализ причастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в
рамках изученного).
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола и наречия в
деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с
одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударения в
деепричастиях.
Морфологический анализ деепричастий.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание
не с деепричастиями.
Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом
(в рамках изученного).
Наречие
Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства наречий. Роль в
речи.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и
превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударения в наречиях, нормы
произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Морфологический анализ наречий.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и
раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов
-а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на
конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Орфографический анализ наречий (в рамках изученного).
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая
функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи.

Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей
речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производ­ные и непроизводные.
Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами.
Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное образование предложнопадежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов
предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов.
Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и
повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках изученного). Знаки
препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части
сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков
значения в слове и тексте, в образовании форм глагола. Употребление частиц в
предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской.
Интонационные особенности предложений с частицами.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные,
модальные.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной
речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с
разными частями речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами.
Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию,
этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.

Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и
художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное
выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование
грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях,
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового
образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском
языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их

возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации,
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные

учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях,
в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС

Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений
на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и
научно-- по­пулярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монологповествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на
основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог –
сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное)
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120
слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов
(рассуждение-доказательство,
рассуждение-объяснение,
рассуждение-размышление)
объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль
текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато
и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных
публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен
составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для со­здания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120 слов; словарного диктанта
объёмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110–120 слов,
составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего
изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с
непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме пра­вила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия ос­новным признакам; выявлять
его структуру, особенности абзац­ного членения, языковые средства выразительности в
тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять
количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей
текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых ­типов речи с опорой на
жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-

миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150
слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план
прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью
дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять
главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с
изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей
и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с
опорой на знание норм современного русского литературного языка.

Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык
художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу
употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах
публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля,
особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью;
оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу
употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов;
применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового
анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых
слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей
русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их
коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство
выразительности.

Характеризовать слово с точки зрения сферы его употреб­ления, происхождения,
активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ
слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и
грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы,
частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический
анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признаки глагола
и имени прилагательного в причастии; определять синтаксические функции причастия.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и
страдательные причастия, различать и характеризовать полные и краткие формы
страдательных причастий, склонять причастия.
Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это
умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать
причастные обороты.
Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастия и имена
прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно ставить
ударение в некоторых формах причастий, применять правила правописания падежных
окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах
прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий
прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего
времени, написания не с причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным
оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию
деепричастия.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это
умение в речевой практике.
Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в
предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.

Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного
и раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными
оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного).
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий;
различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования
наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках
изученного), применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий,
постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий;
написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками
из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце наречий после шипящих; написания
суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий;
слитного и раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов
категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от
самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производные и
непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими
особенностями, соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с
предлогами, предлогов из – с, в – на в составе словосочетаний, правила правописания
производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при
выполнении языкового анализа различных ­видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по
значению, по строению, объяснять роль сою­зов в тексте, в том числе как средств связи
однородных членов предложения и частей сложного предложения.

Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими
особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в
сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом
и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой
практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по
значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в
слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности
предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической
окраской; соблюдать нормы правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой
практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы
междометий по значению, объяснять роль междометий в речи, характеризовать
особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в
художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой
практике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Язык как развивающееся явление

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

1
1

Раздел 2. Язык и речь
2.1

Монолог и его виды

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

2.2

Диалог и его виды

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итого по разделу

2

Раздел 3. Текст
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

3.1

Основные признаки текста (повторение)

2

3.2

Информационная переработка текста.
Смысловой анализ текста

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

3.3

Функционально-смысловые типы речи.
Рассуждение как функциональносмысловой тип речи

4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итого по разделу

8

Раздел 4. Функциональные разновидности языка
4.1

Публицистический стиль

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

4.2

Официально деловой стиль

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Итого по разделу

6

Раздел 5. Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия
5.1

Морфология как раздел науки о языке
(обобщение)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.2

Причастие как особая форма глагола

20

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.3

Деепричастие как особая форма глагола

14

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.4

Наречие

21

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.5

Слова категории состояния

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.6

Служебные части речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.7

Предлог

12

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.8

Союз

12

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.9

Частица

12

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.10

Междометия и звукоподражательные слова

4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

5.11

Омонимия слов разных частей речи

Итого по разделу

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

101
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6

Повторение пройденного материала

8

Итоговый контроль (сочинения, изложения,
контрольные и проверочные работы, диктанты)

10

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4159f6
36

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

Русский язык как развивающееся
явление. Взаимосвязь языка,
культуры и истории народа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275a2c

2

Повторение. Орфография.
Правописание гласных в корне
слова (повторение изученного в
5 - 6 классах)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa275e00

3

Повторение. Орфография.
Правописание приставок в слове
(повторение изученного в 5 - 6
классах)

1

4

Повторение. Морфология. Имя
существительное, имя
прилагательное, имя
числительное. Правописание

1

5

Повторение. Морфология.
Местоимение. Глагол.
Правописание

1

6

Контрольная работа / диктант с
грамматическим заданием

1

7

Монолог и его виды

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2760da

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27640e

8

Диалог и его виды

1

9

Сочинение на лингвистическую
тему

1

10

Текст как речевое произведение

1

11

Текст как речевое произведение.
Виды информации в тексте

1

12

Тезисный план текста

1

13

Тезисный план текста.
Практикум

1

14

Рассуждение как
функционально- смысловой тип
речи

1

15

Рассуждение как
функционально- смысловой тип
речи. Практикум

1

16

Основные виды текстарассуждения

1

17

Основные виды текстарассуждения. Практикум

1

18

Сочинение-рассуждение на тему

1

19

Функциональные разновидности
языка

1

20

Публицистический стиль

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27659e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2766fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276d96
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276a4e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa276c06

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2775f2

21

Основные жанры
публицистического стиля

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27771e

22

Основные жанры
публицистического стиля.
Практикум

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277976

23

Официально-деловой стиль

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa277bf6

24

Основные жанры делового
стиля. Инструкция

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278042

25

Сочинение на тему

1

26

Морфология как раздел науки о
языке. Система частей речи в
русском языке.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2781aa

27

Понятие о причастии. Причастие
как особая форма глагола

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2782d6

28

Признаки глагола и
прилагательного у причастия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27840c

29

Причастный оборот

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27893e

30

Причастный оборот. Знаки
препинания в предложениях с
причастным оборотом

1

31

Действительные и
страдательные причастия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278b96

32

Полные и краткие формы
причастий

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278cc2

33

Причастия настоящего и
прошедшего времени

1

1

34

Образование действительных
причастий настоящего и
прошедшего времени

1

35

Образование действительных
причастий настоящего и
прошедшего времени.
Практикум

1

36

Образование страдательных
причастий настоящего и
прошедшего времени

1

37

Образование страдательных
причастий настоящего и
прошедшего времени.
Практикум

1

38

Правописание гласных перед н и
нн в полных причастиях

1

39

Правописание гласных перед н и
нн в полных и кратких
страдательных причастиях.
Практикум

1

40

Правописание гласных перед н и
нн в полных и кратких
страдательных причастиях и
отглагольных прилагательных

1

41

Правописание н и нн в полных
страдательных причастиях и
отглагольных прилагательных

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278fc4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2790f0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27921c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2796b8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279942

42

Правописание н и нн в кратких
страдательных причастиях и
кратких прилагательных

1

43

Морфологический анализ
причастия

1

44

Сочинение/изложение

1

45

Правописание не с причастиями

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279bae

46

Буквы е и ё после шипящих в
суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279d98

47

Повторение темы "Причастие
как особая форма глагола".
Практикум

1

48

Диктант /Диктант с
продолжением

1

49

Понятие о деепричастии.
Деепричастие как особая форма
глагола

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a11c

50

Понятие о деепричастии.
Признаки глагола и наречия в
деепричастии

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a356

51

Деепричастный оборот

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a7ca

52

Деепричастный оборот. Знаки
препинания в предложениях с
деепричастным оборотом

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27a694

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279564
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa278a74

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279ec4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa279ffa

53

Правописание не с
деепричастиями

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b03a

54

Правописание не с
деепричастиями. Практикум

1

55

Деепричастия совершенного и
несовершенного вида

1

56

Деепричастия совершенного и
несовершенного вида.
Практикум

1

57

Деепричастия совершенного и
несовершенного вида в тексте.
Подготовка к сочинению

1

58

Сочинение-описание картины

1

59

Морфологический анализ
деепричастия

1

60

Морфологический анализ
деепричастия. Практикум

1

1

61

Синтаксический и
пунктуационный анализ
предложений с деепричастным
оборотом. Практикум

1

1

62

Повторение темы "Деепричастие
как особая форма глагола".
Нормы употребления
деепричастий

1

63

Повторение темы "Деепричастие
как особая форма глагола".
Практикум

1

1

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27aec8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27abf8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b792

1

64

Контрольная работа по темам
"Причастие" и "Деепричастие"

1

65

Наречие как часть речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27b8f0

66

Разряды наречий по значению

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ba62

67

Разряды наречий по значению.
Практикум

1

68

Степени сравнения наречий

1

69

Степени сравнения наречий.
Практикум

1

70

Словообразование наречий

1

71

Морфологический анализ
наречия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c6ba

72

Слитное и раздельное написание
не с наречиями на -о (-е)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ca02

73

Слитное и раздельное написание
не с наречиями на -о (-е).
Практикум

1

74

Дефис между частями слова в
наречиях

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cb6a

75

Слитное и раздельное написание
наречий, образованных от
существительных и
количественных числительных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27cd90

76

Слитное и раздельное написание
наречий, образованных от

1

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27c3d6
1

1

1

существительных и
количественных числительных.
Практикум
77

Одна и две буквы н в наречиях
на -о (-е)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d088

78

Одна и две буквы н в наречиях
на -о (-е). Практикум

1

79

Буквы о и е после шипящих на
конце наречий

1

80

Буквы о и е после шипящих на
конце наречий. Практикум

1

81

Буквы о и а на конце наречий

1

82

Буквы о и а на конце наречий.
Практикум

1

83

Мягкий знак после шипящих на
конце наречий

1

84

Мягкий знак после шипящих на
конце наречий. Практикум

1

85

Повторение темы «Наречие»

1

86

Диктант с грамматическим
заданием

1

87

Слова категории состояния в
системе частей речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27df1a

88

Слова категории состояния и
наречия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e262

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d5a6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d83a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27d9c0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27dc36
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27dd9e

89

Служебные части речи в русском
языке

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e5b4

90

Предлог как часть речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27e866

91

Предлоги производные и
непроизводные

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27edf2

92

Предлоги производные и
непроизводные. Практикум

1

93

Предлоги простые и составные

1

94

Предлоги простые и составные.
Практикум

1

95

Правописание предлогов

1

96

Правописание предлогов.
Практикум

1

97

Употребление предлогов в речи

1

98

Употребление предлогов в речи.
Практикум

1

99

Морфологический анализ
предлога

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f586

100

Повторение темы «Предлог»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f6b2

101

Повторение темы «Предлог».
Практикум

1

102

Союз как часть речи

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ef3c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27eb0e

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27ec44
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f19e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f450

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27f978

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27faa4

103

Разряды союзов

1

104

Разряды союзов. Практикум

1

105

Сочинительные союзы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fd60

106

Подчинительные союзы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fe82

107

Правописание союзов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2803b4

108

Правописание союзов.
Практикум

1

109

Союзы и союзные слова

1

110

Союзы в простых и сложных
предложениях

1

111

Морфологический анализ союза

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa280634

112

Повторение темы «Союз»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba948f6

113

Повторение темы «Союз».
Практикум

1

114

Частица как часть речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba94d6a

115

Разряды частиц

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9510c

116

Разряды частиц. Практикум

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa27fbd0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2804ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba94310

1

1

117

Правописание частиц

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95a26

118

Правописание частицы не

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95918

119

Правописание частицы не.
Практикум

1

120

Разграничение частиц не и ни

1

121

Разграничение частиц не и ни.
Практикум

1

122

Морфологический анализ
частицы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95b3e

123

Повторение темы «Частица»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95d6e

124

Повторение темы «Частица».
Практикум

1

1

125

Повторение темы «Служебные
части речи». Практикум

1

1

126

Междометия и
звукоподражательные слова в
системе частей речи

1

127

Междометия и
звукоподражательные слова.
Практикум

1

128

Морфологический анализ
междометия

1

129

Междометия и
звукоподражательные слова в

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9562a
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba95e86

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9612e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba96516

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba96340

разговорной и художественной
речи. Практикум
130

Омонимия слов разных частей
речи

1

131

Омонимия слов разных частей
речи. Практикум

1

132

Контрольная итоговая работа за
курс 7 класса

1

133

Повторение. Правописание не с
причастиями, деепричастиями,
наречиями

1

134

Повторение. Правописание н и
нн в причастиях, отглагольных
прилагательных, наречиях

1

135

Повторение. Слитное,
раздельное, дефисное написание
наречий

1

136

Повторение. Правописание
служебных частей речи

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9696c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba97c0e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba9702e

10

35

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 6 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 8 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык: 9-й класс: учебник, 9 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов
Л.Ю. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Русский язык. Подготовка к ОГЭ 2023.30 тренировочных вариантов по демоверсии 2023.
9класс: учебно-методическое пособие/Сенина Н.А., Андреева С.В., Гармаш С.В.,
Гурдаева Н.А.; под. ред. Н.А.Сениной.- Ростов-на-Дону: Легион, 2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 6 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 8 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык: 9-й класс: учебник, 9 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов

Л.Ю. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Русский язык. Подготовка к ОГЭ 2023.30 тренировочных вариантов по демоверсии 2023.
9класс: учебно-методическое пособие/Сенина Н.А., Андреева С.В., Гармаш С.В.,
Гурдаева Н.А.; под. ред. Н.А.Сениной.- Ростов-на-Дону: Легион, 2023

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://resh.edu.ru
2.https://www.yaklass.ru/
3.https://uchi.ru/
4.http://eorhelp.ru/
5. http://www.fcior.edu.ru
6. http://www.school-collection.edu.ru
7. http://www.openclass.ru/
8. http://powerpoint.net.ru/
9. http://karmanform.ucoz.ru/
10. www.sрhегеs.гu


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-861-535-36-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».