Краснодарский край муниципальное образование Староминский район х. Восточный Сосык муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 имени Л.Д. Телицына. Утверждено решением педагогического совета от 30.08. 2023 года протокол № 1 Председатель __________Беляев И.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Уровень образования (классы): основное общее образование (9 класс) Количество часов: 102 часа Учитель: Сергеева Светлана Ивановна Программа разработана на основе авторской рабочей программы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина «Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других, 5-9 классы» - Москва: Просвещение, 2016 На основании ФГОС -2021 в соответствии с ФОП ООО Пояснительная записка Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа: • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; • Авторская рабочая программа: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина «Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других, 5-9 классы» Москва: Просвещение», 2016 • Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с ЗПР Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе авторской рабочей программы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина «Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других, 5-9 классы» - Москва: Просвещение, 2016 в соответствии с ФГОС основного общего образования, которая предусматривает реализацию программы в 9 классе по учебнику: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М. Шанский. В соответствии с приказом № 345 от 28 декабря 2018 года, учебник, указанный в авторской программе, был исключён из Федерального перечня учебников, и рекомендован другой: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 9 класс. – Москва: Просвещение, 2019. Таким образом, изменения в рабочей программе обусловлены изменением учебника, посредством которого реализуется программа. Все темы, предусмотренные авторской рабочей программой, сохранены в полном объёме, как и распределение общего количества часов: в год 102 часа (86 ч + 16 р/р). Перераспределено количество часов по разделам и темам, а также адаптированы к новому учебнику задания по развитию речи – изложения и сочинения. В рабочую программу по русскому языку для учащихся 9 класса внесены изменения, составленные в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 г. № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно – тематического планирования», требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом: -- распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык»; - программы воспитания. - Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе в 9 классе — 105 часов. В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана в 9 классе на 102 часа. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» в 9 классе ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). 2. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. 4. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 6. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда раз личного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее. 7. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. 8. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 9. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №6 имени Л.Д. Телицына № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел Международное значение русского языка Повторение пройденного в 5-8 классах Сложное предложение. Культура речи. Сложносочиненные предложения Сложноподчиненные предложения Основные группы сложноподчинённых предложений Бессоюзные сложные предложения Сложные предложения с различными видами связи Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах 86+16 Количество часов Основные направления воспитательной деятельности 1 1,2,3 9+2 1,2,3,4,5,6,7,8 3+1 1,2,3,4,5,6,7,8,9 7 1,2,3,4,5,6,7,8,9 3 1,2,3,4,5,6,7,8,9 20+4 1,2,3,4,5,6,7,8,9 10+2 1,2,3,4,5,6,7,8,9 7+5 1,2,3,4,5,6,7,8,9 26+2 1,2,3,4,5,6,7,8,9 Всего: 102 Метапредметные: Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, самостоятельно выработанные критерии оценки; Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; - умение разделять тексты на абзацы; выделение главного в содержании прочитанного в виде тезисов; - анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения; - сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; - осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; - исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; - умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Коммуникативные УУД: - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - умение организовывать свою работу, планировать деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; - осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационносмыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Предметные результаты: В результате освоения курса Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: По орфоэпии: правильно произносить употребитель • выступать перед аудиторией с небольшим док ные слова с учётом вариантов произношения; публично представлять проект, реферат; публи По лексике: разъяснять значение слов общественно защищать свою позицию политической и морально-этической тематики, • извлекать информацию по заданной проблеме и правильно их употреблять; пользоваться толковым, различных источников (учебно-научных текстов фразеологическим словарём и словарём иностранных текстов СМИ, в том числе представленных в слов, антонимов; электронном виде на различных информационны По словообразованию: владеть приёмом разбора носителях, официально-деловых текстов), слова по составу: от значения слова и способа его высказывать собственную точку зрения на реш образования к морфемной структуре; толковать проблемы. значение слова, исходя из его морфемного состава (в • различать и анализировать тексты разговорн том числе и слов с иноязычными элементами типа характера, научные, официально-деловые, текст лог, поли, фон и т.д. ); пользоваться этимологическим художественной литературы с точки зрения и словообразовательным словарём; специфики использования в них лексических, По морфологии: распознавать изученные в 5-7 морфологических, синтаксических средств; классах части речи и их формы; соблюдать литера • характеризовать вклад выдающихся лингвисто турные нормы при образовании и употреблении развитие русистики; слов; пользоваться грамматико-орфографическим • опознавать основные выразительные средства словарём; По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-9 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарём; По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений ;интонационно выразительно произносить предложения изученных видов; По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях; Пользоваться разными видами лингвистических словарей. фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтиче тексты; • характеризовать словообразовательные цепоч словообразовательные гнёзда, устанавливая смы и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оцен их; • извлекать необходимую информацию из орфографических, морфемных, словообразовате этимологических словарей и справочников, в том мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значени слова; • оценивать собственную и чужую речь с точки точного, уместного и выразительного словоупотребления; • характеризовать на отдельных примерах взаи языка, культуры и истории народа — носителя Содержание учебного предмета «Русский язык» 9 класс (102 часа) Международное значение русского языка. Повторение изученного в 5-8 классах (9 ч + 2 р/р) Устная и письменная речь. Монолог, диалог. (1 ч) Стили речи (1 ч) Простое предложение и его грамматическая основа. (1 ч) Предложения с обособленными членами.(2 ч) Обращения, вводные слова и вставные конструкции. (2 ч) Р/р Сжатое (краткое) изложение с изменением лица (упр. 40 с.19-20) (2 ч) Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» (1 ч) Работа над ошибками, допущенными в диктанте и в изложении. (1 ч) Сложное предложение. Культура речи (3 ч + 1 р/р) Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения (1 ч) Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (1 ч) Интонация сложного предложения (1 ч) Р/р Сочинение-описание «Осень в нашей местности» (1 ч) Сложносочинённые предложения (7 ч) Понятие о сложносочинённом предложении (1 ч) Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях (1 ч) Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. (1 ч) Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (1 ч) Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения (1 ч) Повторение изученного по теме «Сложносочинённые предложения» (1 ч) Контрольный диктант по теме «Сложносочинённые предложения» (1 ч) Сложноподчинённые предложения (3 ч) Понятие о сложноподчинённом предложении (1 ч) Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении (1 ч) Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении (1 ч) Основные группы сложноподчинённых предложений ( 20 ч + 4 р/р) Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. (2 ч) Р/р Сжатое изложение по тексту В.Пескова «Средняя полоса России» (упр.180 с. 91-92) Виды сжатия. (2 ч) Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 2 ч) Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными (1 ч) Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. (1 ч) Р/р Сочинение – рассуждение о природе родного края (упр. 181 с.92) (1 ч) Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия .(2 ч) Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительные (2 ч) Р/р Сочинение-рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» с использованием прямого доказательства и доказательства от противного (упр. 216 с. 104) (1 ч) Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. (2 ч) Закрепление темы «СПП. Виды придаточных предложений» (2 ч) Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения . (1 ч) Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения . (1 ч) Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения» Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения» (1 ч) Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. Закрепление изученного. (1 ч) Бессоюзное сложное предложение (10 ч + 2 р/р) Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях (1 ч) Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях (1 ч) Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (2 ч) Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении (2 ч) Р/р Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения (с сайта ФИПИ). (2 ч) Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. (1 ч) Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение» (2 ч) Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (1 ч) Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 5 р/р) Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях (1 ч) Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. (2 ч) Р/р Сочинение – рассуждение «Как я понимаю храбрость?» (упр. 295,296 с. 142-143) (2 ч) Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. (1 ч) Р/р Публичная речь. (1 ч) Р/р Сжатое изложение по тексту Л.Улицкой (упр. 301 с.145-147) (2 ч) Обобщение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» (2 ч) Контрольный диктант по теме «Сложные предложения. Знаки препинания в них» (1 ч) Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (26 ч + 2 р/р) Фонетика. Графика. Орфография. (1 ч) Лексикология (лексика). Фразеология. Орфография. (2 ч) Р/р Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения (с сайта ФИПИ). (2 ч) Морфемика Орфограммы в приставках. (2 ч) Морфемика. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. (2 ч) НЕ с различными частями речи (1 ч) Словообразование. (1 ч) Морфемика. Орфограммы в корнях слов. (2 ч) Морфология. Именные части речи. Орфография. (2 ч) Морфология. Глагол. Орфография. (1 ч) Морфология. Наречие. Орфография. (2 ч) Морфология. Предлог. Союз. Частица. (2 ч) Орфограммы в причастиях. Орфограммы в деепричастиях (2 ч) Синтаксис и пунктуация.(2 ч) Орфография. Пунктуация. (2 ч) Итоговый контрольный диктант (или контрольная работа). (1 ч) Анализ диктанта. Итоговый урок. (1 ч) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 9 класс (102 часа) № п/п 1 Раздел, тема Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) Международное значение русского языка. Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов. Пересказывают сжато тексты на тему урока. Рассуждают на публицистическую тему. Повторение изученного в 5-8 классах (9 ч + 2 р/р) 2 Устная и письменная речь. Монолог, диалог. 3 Стили речи 4 Простое предложение и его грамматическая основа. Изучают инструкцию и выявляют последовательность действий при определении условий постановки знаков препинания, Применяют инструкцию, списывая тексты и ставя разные по функции знаки препинания, Развивают речь и закрепляют текстовые умения Заполняют схему о стилях литературного языка. Определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений. Пишут сочинение-описание, выбрав стиль. Соотносят стили и жанры, оформляя таблицу. Высказывают своё мнение по вопросам соблюдения стиля, отношения к жаргону, к иноязычным словам. Читают выразительно и записывают тексты. Выделяют грамматические основы простых предложений, в том числе односоставных. Находят в предложениях смысловые отрывки, требующие пунктуационного оформления. Попутно выполняют различные виды разбора. Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, выявляют их связь. Изучают инструкцию и выявляют последовательность действий при определении условий постановки знаков препинания, Применяют инструкцию, списывая тексты и 5-6 Предложения с обособленными членами. 7-8 Обращения, вводные слова и вставные конструкции. ставя разные по функции знаки препинания Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, выявляют их связь. Изучают инструкцию и выявляют последовательность действий при определении условий постановки знаков препинания, Применяют инструкцию, списывая тексты и ставя разные по функции знаки препинания Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, выявляют их связь. Изучают инструкцию и выявляют последовательность действий при определении условий постановки знаков препинания, Применяют инструкцию, списывая тексты и ставя разные по функции знаки препинания 9-10 11 12 Р/р Сжатое (краткое) изложение с изменением лица (упр. 40 с.19-20) Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» Работа над ошибками, допущенны ми в диктанте и в изложении. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста Написание изложения. Пишут диктант. Выполняют работу над ошибками. Сложное предложение. Культура речи (3 ч + 1 р/р) 13 Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения Определяют тип предложения по количеству грамматических основ, находят грамматические основы в предложениях. Актуализируют знания о таких структурных типах предложения, как простое и сложное. Анализируют интонационный рисунок предложения. Указывают устаревшие слова в текстах, актуализируя знания из области лексики. Находят в данных текстах сложные предложения, чертят их схемы, определяют тип сказуемых. Пишут диктант. Расширяют знания о видах сложного предложения и особенностях их образования. Анализируют предложения, распределяя их по группам. Записывают тексты, 14 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения 15 Интонация сложного предложения 16 Р/р Сочинение-описание «Осень в нашей местности» подчеркивая грамматические основы предложений, классифицируют сложные предложения по принципу наличия или отсутствия союза, определяют местонахождение и роль союзов. Анализируют предложения с прямой речью в диалоге, составляя схемы этих предложений. Составляют сложные предложения с использованием пар слов, значение которых необходимо уточнить в словаре Расширяют знания о пунктуации в сложном предложении. Готовят устное сообщение. Классифицируют предложения по принадлежности знаков препинания к разделительным или выделительным. Рассматривают текст с точки зрения средств художественной выразительности, записывают его под диктовку, анализируя структуру предложений. Расширяют знания об особенностях интонации сложных предложений. Разграничивают предложения с точки зрения интонационного рисунка, получаемого при образовании сложного предложения с союзом и без него. Пишут сочинение. Запись своих размышлений по теме. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста Написание сочинения Сложносочинённые предложения (7 ч) 17 Понятие о сложносочинённом предложении 18 Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях Определяют структуру сложносочинённого предложения. Повторяют роль сочинительных союзов в предложении. Составляют таблицу. Составляют несколько сложных предложений из двух простых. Объясняют выбор союзов для связи простых предложений в сложном. Определяют, что делает различным понимание смысла в сложносочинённых предложениях. Рассматривают 19 Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. 20 Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения 21 Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения 22 Повторение изученного по теме «Сложносочинённые предложения» схему. Подготавливают устное сообщение на заданную тему. Записывают текст, обозначая грамматические основы и указывая, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных. Определяют, каковы смысловые отношения частей. Объясняют, как отличить простое предложение от сложного. Продолжают предложение дважды так, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом, и сложное предложение, части которого соединены тем же союзом. Составляют схемы предложений. Указывают союзы в сложносочинённых предложениях и объясняют смысловые отношения частей. Объясняют, как отличить простое предложение от сложного. Продолжают предложение дважды так, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом, и сложное предложение, части которого соединены тем же союзом. Составляют схемы предложений. Указывают союзы в сложносочинённых предложениях и объясняют смысловые отношения частей. Пишут сочинение по картине. Производят синтаксический разбор сложносочинённых предложений. Производят устный и письменный пунктуационные разборы предложений. Записывают предложение и выполняют его полный синтаксический разбор. Отвечают на контрольные вопросы. Выписывают из книг, газет, журналов сложносочинённые предложения с разными союзами и разными смысловыми отношениями между простыми предложениями. Выполняют синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Объясняют постановку тире в предложениях. Записывают текст, подчёркивают грамматические основы в сложных предложениях. Читают отрывок из произведения художественной литературы. Определяют, какие виды сложных предложений употребил писатель. Выписывают сложносочинённые предложения и выполняют их синтаксический разбор. 23 Контрольный диктант по теме «Сложносочинённые предложения» Пишут диктант Сложноподчинённые предложения (3 ч) 24 Понятие о сложноподчинённом предложении 25 Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении 26 Роль указательных слов в Определяют главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные запятые, сложноподчинённые предложения в определённой последовательности. Определяют, какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному. Графически выделяют грамматическую основу предложений, связи придаточного предложения с главным, предложения, входящие в состав сложных. Читают текст и высказывают своё мнение о творчестве художников. Редактируют данные в упражнении предложения в соответствии с книжными нормами литературного языка и записывают предложения в исправленном виде. Пишут отзыв о картине. Разграничивают союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Графически выделяют союзы и союзные слова в предложениях. Читают тексты и в письменном виде сжато излагают свои размышления. Выписывают предложения, расставляя знаки препинания. Графически выделяют союзы и союзные слова. Выписывают предложения, расставляя знаки препинания. Составляют схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами. Графически выделяют указательные слова в сложноподчинённом сложноподчинённом предложении предложении. Выписывают сложноподчинённые предложения и составляют схемы предложений. Пишут небольшое сочинение. Комментируют и исправляют речевые недочёты данных в упражнении предложений. Ищут ошибки в употреблении указательных слов в предложениях и записывают предложения в исправленном виде. Выполняют подробный пересказ текста. Основные группы сложноподчинённых предложений ( 20 ч + 4 р/р) 2728 Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Дифференцируют с помощью схем основные группы сложноподчинённых предложений на основе теоретических сведений в учебнике. Определяют понятие придаточного определительного. Анализируют самостоятельно материал для наблюдений. Используют изучаемый вид предложений в качестве ответов на вопросы. Составляют сложноподчинённые предложения. Редактируют неправильное употребление средств связи главного и придаточного предложений. Конструируют предложения по данным схемам. 2930 Р/р Сжатое изложение по тексту В.Пескова «Средняя полоса России» (упр.180 с. 91-92) Виды сжатия. Пишут сжатое изложение 3132 Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 33 Сложноподчинённые предложения с придаточными Определяют понятие придаточного изъяснительного. Опознают придаточные изъяснительные и выделяют их запятыми. Учатся различать придаточные изъяснительные разных видов, обращая внимание на их функции. Читают диалоги, пересказывают их содержание с помощью сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Осуществляют сжатый пересказ текста. Определяют понятие придаточного обстоятельственного. Анализируют виды данных придаточных со стороны значения и средств связи. обстоятельственны ми Опознают придаточные места и времени по вопросам и средствам связи, выполняя упражнения. Конструируют сложные предложения, используя различные синтаксические средства. Составляют сложные предложения по схемам. Составляют связный текст по данному началу. Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. Выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных. Составляют схемы предложений по образцу. Работают с текстом: читают, озаглавливают, списывают, вставляют пропущенные знаки препинания, Составляют свои предложения с разными видами придаточных и разными языковыми средствами 34 Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. 35 Р/р Сочинение – рассуждение о природе родного края (упр. 181 с.92) Пишут сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. Выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных. Составляют схемы предложений по образцу. Работают с текстом: читают, 3637 озаглавливают, списывают, вставляют пропущенные знаки препинания. Составляют свои предложения с разными видами придаточных и разными языковыми средствами. 3839 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительные Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. Выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных. Составляют схемы предложений по образцу 40 Р/р Сочинениерассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» с использованием прямого доказательства и доказательства от противного (упр. 216 с. 104) Пишут сочинение-рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» с использованием прямого доказательства и доказательства от противного. Анализируют схемы предложений. Изучают виды подчинительной связи. Составляют схемы предложений. Читают и списывают тексты, расставляя знаки препинания, Высказывают собственное мнение на основе прочитанных текстов. Готовят краткое сообщение о псевдонимах известных людей. Отвечают на контрольные вопросы. Вставляют необходимые для сложноподчинённых предложений средства связи. Составляют схемы предложений. Объяснительный диктант Выполняют комплексный анализ текста. Выполняют синтаксический разбор сложноподчинённых предложений. 4142 Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. 4344 Закрепление темы «СПП. Виды придаточных предложений» 45 Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения . 46 Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения . Выполняют пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения» Отвечают на контрольные вопросы. Читают отрывки из рассказа, отвечают на вопросы по содержанию. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений. Вставляют необходимые для сложноподчинённых предложений средства связи. Составляют схемы предложений. 4748 49 50 Бессоюзное сложное предложение (10 ч + 2 р/р) Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения» Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. Закрепление изученного. Пишут контрольный диктант. Выполняют работу над ошибками, задания на закрепление изученных тем. Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов. Сопоставляют союзные и бессоюзные сложные предложения в тексте (оригинальном и адаптированном). Отрабатывают особенности интонации в бессоюзных сложных предложениях. Сопоставляют разные по значению бессоюзные сложные предложения с опорой на ситуации. Читают выразительно афоризмы, подчёркивая интонацией смысловые отношения. Усваивают правило постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Сопоставляют и различают простые предложения с однородными членами и бессоюзные сложные предложения. Пишут подробное изложение. Пишут самодиктант. Усваивают правила постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения. Читают бессоюзные сложные предложения и объясняют постановку двоеточия. Выписывают из текста упражнений сложные бессоюзные предложения в соответствии со значением. Составляют интонационные схемы предложений. Конструируют предложения по данному началу. Усваивают правило постановки тире в бессоюзном сложном предложении. Составляют интонационные схемы предложений. Списывают, различая простые и сложные предложения и ставя нужные знаки. Выписывают бессоюзные сложные предложения из литературных произведений. Пишут сочинение по картине — рассказ или отзыв (на выбор). 51 Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях 52 Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях 5354 Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 5556 Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении 5758 Р/р Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения (с сайта ФИПИ). Пишут сжатого изложения по материалам ГИА, используя различные приёмы сжатия текста. 59 Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Обосновывают постановку разных знаков препинания. Отвечают на контрольные вопросы и задания. Записывают цитаты, распределяя их по двум темам, расставляя нужные знаки препинания, Составляют бессоюзные сложные предложения по данному началу. Пишут самодиктант. 6061 Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение» Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Обосновывают постановку разных знаков препинания. Отвечают на контрольные вопросы и задания. 62 Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Сложные предложения с различными видами связи (7 ч + 5 р/р) 63 Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях 6465 Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. 6667 Р/р Сочинение – рассуждение «Как я понимаю храбрость?» (упр. 295,296 с. 142-143) 68 Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. 69 Р/р Публичная речь. Изучают теоретические сведения о многочленных сложных предложениях. Рассказывают по схемам о видах связи в многочленном сложном предложении, подтверждая ответ примерами предложений из упражнения. Находят многочлены в текстах и составляют схему этих сложных предложений. Выполняют творческое задание по картине. Попутно работают над лексикой, орфографией и пунктуацией текстов. Усваивают правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Выделяют грамматические основы, союзы в многочленном предложении, вставляют и объясняют постановку знаков препинания, Обсуждают темы, основные мысли, структуру текстов. Пишут сочинение-рассуждение. Выполняют устные и письменные синтаксические и пунктуационные разборы сложных предложений с различными видами связи. Пишут подробное изложение по тексту, употребляя многочлены. Выявляют особенности публичной речи. Читают высказывания о публичной речи и составляют краткий план устного сообщения. Анализируют отрывок текста на соответствие требованиям к устной публичной речи. Готовят публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем. Р/р Сжатое изложение по тексту Л.Улицкой (упр. 301 с.145-147) Пишут сжатое изложение, используя различные приёмы сжатия текста. 7273 Обобщение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» Отвечают на контрольные вопросы. Находят в текстах сложные предложения с разными видами связи. Составляют схемы сложных предложений. Записывают тексты, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку. Выполняют творческую работу. 74 Контрольный диктант по теме «Сложные предложения. Знаки препинания в них» Пишут диктант. 7071 Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (26 ч + 2 р/р) Отвечают на контрольные вопросы. Заполняют таблицу обобщённого характера. Обобщают изученные сведения по фонетике и графике. Выполняют полный и частичный фонетический разбор слов. Распределяют слова по колонкам в соответствии с их фонетическими особенностями. Работают с текстом: читают, определяют тип и стиль, главную мысль, списывают, выполняют задания по фонетике. Обобщают изученные сведения по синтаксису. Списывают тексты разных стилей и типов речи, работают над синтаксическими структурами 75 Фонетика. Графика. Орфография. 7677 Лексикология (лексика). Фразеология. Орфография. 7879 Р/р Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения (с сайта ФИПИ). Пишут сжатое изложение по тексту Морфемика Орфограммы в приставках. Обобщают изученные сведения по словообразованию. Рассказывают по таблице о способах образования слов. Иллюстрируют своими примерами продуктивные способы образования 8081 8283 Морфемика. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. новых слов. Определяют способ образования указанных слов в тексте. Сжато излагают содержание текста. Обобщают изученные сведения по морфемике. Делят слова на морфемы. Составляют таблицу «Орфограммы гласные буквы в корнях с чередованием о - а, е - и». Списывают текст, разбивая его на абзацы и графически обозначая морфемы. Обобщают изученные сведения по словообразованию. Рассказывают по таблице о способах образования слов. Иллюстрируют своими примерами продуктивные способы образования новых слов. Определяют способ образования указанных слов в тексте. Сжато излагают содержание текста. Обобщают изученные сведения по морфемике. Делят слова на морфемы. Составляют таблицу «Орфограммы гласные буквы в корнях с чередованием о - а, е - и». Списывают текст, разбивая его на абзацы и графически обозначая морфемы. 84 НЕ с различными частями речи 85 Словообразование. 8687 Морфемика. Орфограммы в корнях слов. 8889 Морфология. Именные части речи. Орфография. 90 Морфология. Глагол. Орфография. Обобщают изученные сведения по словообразованию. Рассказывают по таблице о способах образования слов. Иллюстрируют своими примерами продуктивные способы образования новых слов. Обобщают изученные сведения по словообразованию. Рассказывают по таблице о способах образования слов. Иллюстрируют своими примерами продуктивные способы образования новых слов. Обобщают изученные сведения по морфемике. Делят слова на морфемы. Составляют таблицу «Орфограммы гласные буквы в корнях с чередованием о - а, е - и». Списывают текст, разбивая его на абзацы и графически обозначая морфемы. Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют её своими примерами. Определяют разные части речи, выписывая их из текста. Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и 9192 Морфология. Наречие. Орфография. 9394 Морфология. Предлог. Союз. Частица. 9596 Орфограммы в причастиях. Орфограммы в деепричастиях 9798 Синтаксис и пунктуация. 99100 Орфография. Пунктуация. дополняют её своими примерами. Определяют разные части речи, выписывая их из текста. Работают с текстами упражнений. Производят морфологический разбор слов разных частей речи. Исправляют ошибки в приведённых определениях морфологии и обосновывают свою правку. Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют её своими примерами. Определяют разные части речи, выписывая их из текста. Работают с текстами упражнений. Производят морфологический разбор слов разных частей речи. Исправляют ошибки в приведённых определениях морфологии и обосновывают свою правку Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют её своими примерами. Определяют разные части речи, выписывая их из текста. Работают с текстами упражнений. Производят морфологический разбор слов разных частей речи. Исправляют ошибки в приведённых определениях морфологии и обосновывают свою правку Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют её своими примерами. Определяют разные части речи, выписывая их из текста. Работают с текстами упражнений. Производят морфологический разбор слов разных частей речи. Исправляют ошибки в приведённых определениях морфологии и обосновывают свою правку Обобщают изученные сведения по синтаксису. Списывают тексты разных стилей и типов речи, работают над синтаксическими структурами. Пишут сжатое выборочное изложение по тексту. Обобщают изученные сведения по синтаксису. Списывают тексты разных стилей и типов речи, работают над синтаксическими структурами. Пишут сжатое выборочное изложение по тексту. 101 102 Итоговый контрольный диктант (или контрольная работа). Анализ диктанта. Итоговый урок. Пишут диктант Выполняют работу над ошибками Итого: 102 часа (86 ч + 16 р/р) СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6 от «___» августа 2023 г. № 1 г. __________ Сергеева С.И СОГЛАСОВАНО Заместитель директора во УВР ___________ Кошель Т.В. __________________ 2023