Краснодарский край муниципальное образование Староминский район х. Восточный Сосык муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 имени Л.Д. Телицына. Утверждено решением педагогического совета от 30.08. 2023 года протокол № 1 Председатель __________Беляев И.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (элективный курс) Уровень образования (классы): основное общее образование (9 класс) Количество часов: 34 часа Учитель: Сергеева Светлана Ивановна Программа разработана на основе авторской рабочей программы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина «Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других, 5-9 классы» - Москва: Просвещение, 2016 На основании ФГОС -2021 в соответствии с ФОП ООО Пояснительная записка В основу программы курса по выбору для учащихся 9 классов «Основы орфографии и пунктуации: основы правописания» взята программа по русскому языку для 5-9-х классов под редакцией М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская .Москва «Просвещение» 2016г. Программа рассчитана на 17 часов. Курс направлен на формирование практически важных умений и навыков, расширяет и углубляет знания учащихся по русскому языку, формирует познавательную самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности учащихся при подготовке к основному государственному экзамену. Ключевые компетенции курса по выбору. Содержание курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся формируются и развиваются коммуникативная и языковая (лингвистическая) компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая (лингвистическая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Доминирующей идеей учебного курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, расширении и углублении лингвистической теории, что является основополагающим для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме. Задачи курса: • освоение знаний о принципах русской орфографии и пунктуации; • овладение нормами русского литературного языка; • обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи; • формирование и совершенствование умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью; • формирование орфографических и пунктуационных навыков. Частные цели и задачи изучения курса по выбору «Принципы орфографии и пунктуации: основы правописания»: • подготовка учащихся к успешной сдаче государственных экзаменов за курс основной школы: достижение средних показателей итоговой аттестации (успеваемость и качество) не ниже средних показателей района;края. • достижение показателя качества обученности на конец 2021-2022 учебного года в 9_ классе – 100__% Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.). В результате обучения у учащихся укрепится уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (так как рассматриваются общие орфографические и пунктуационные закономерности). Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания предполагается совмещать с заданиями для учащихся по русскому языку. Содержание курса по выбору «Основы орфографии и пунктуации: основы правописания» Тема №1. Принципы русской орфографии. Морфемы формообразующие и словообразующие Тема №2 Звуки гласные и согласные. Обозначение мягкости согласных. Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я Тема №3. Орфографический разбор слова Тема №4. Приставки, оканчивающиеся на -3 и –С. Правописание приставок пре- и приТема №5. Безударные проверяемые гласные в корне слова. Проверяемые парные согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О, Е, Ё, в разных морфемах. Тема №6. Буквы А и О в корнях с чередованием. Буквы Е и И в корнях с чередованием Тема №7. Правописание падежных окончаний имен существительных, прилагательных и причастий. Правописание личных окончаний глаголов. Ь на конце слов после шипящих. Тема №8. Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями. НЕ с разными частями речи Тема №9. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий и деепричастий, наречий. Тема №10. Слитные, раздельные и дефисные написания наречий, союзов и предлогов. Правописание сложных слов. Тема №11. Принципы русской пунктуации. Тема №12. Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тема №13. Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и однородными членами. Тема №14. Знаки препинания в предложении с обособленными членами. Тема №15. Знаки препинания в сложном предложении. Тема №16. Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения. Тема №17. Предложения с прямой речью Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса «Основы орфографии и пунктуации: основы правописания» учащиеся должны знать • основные принципы русской орфографии и пунктуации; • основные единицы языка, их признаки; • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); уметь • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; • владеть приемами лингвистического анализа; • создавать письменные высказывания на заданную тему; • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить орфографические и пунктуационные ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета). Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности: - владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения, - сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация, - информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), - организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Формы контроля. Формы контроля знаний: • словарный диктант, • комплексный анализ текста, • тестирование, • опрос, • зачёт. Нормы оценивания. Работа учащихся оценивается следующим образом: • зачет • незачет «Зачёт» выставляется, если обучающийся выполнил все или большинство заданий, от числа предложенных. «Незачёт» выставляется, если обучающийся выполнил менее 50% предложенных заданий. № п/п 1 2 3 4 5 Календарно-тематическое планирование курса по выбору «Основы орфографии и пунктуации: основы правописания» Дата Колпроведения Тема во Оборудование часов план факт Принципы русской орфографии. 1 Текстовые Морфемы формообразующие и справочные словообразующие материалы, таблицы, тексты для анализа Звуки гласные и согласные. 1 Презентация Обозначение мягкости согласных. Текстовые Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я справочные материалы, таблицы Орфографический разбор слова 1 Презентация Текстовые справочные материалы, таблицы Безвариантное написание приставок. 1 таблицы Приставки на -3 и –С. Правописание тесты приставок пре- и приБезударные проверяемые гласные и 1 парные согласные в корне слова. Текстовые Буквы Ы и И после Ц. справочные материалы, таблицы 6 Буквы А и О в корнях с чередованием. Буквы Е и И в корнях с чередованием 1 7 Правописание падежных окончаний имен существительных, прилагательных, причастий. Личные окончания глаголов. 1 8 Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями. НЕ с разными частями речи. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, наречий, причастий и деепричастий. 1 Слитные, раздельные и дефисные написания наречий, союзов и предлогов. Правописание сложных 1 9 10 1 КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) Текстовые справочные материалы, таблицы, тексты для анализа КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) 11 слов. Принципы русской пунктуации. 1 12 Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. 1 13 Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и однородными членами. 1 Знаки препинания в предложении с обособленными членами. Знаки препинания в сложном предложении. 1 16 Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения. 1 17 Предложения с прямой речью 14 15 Текстовые справочные материалы, таблицы 1 1 ИТОГО: Текстовые справочные материалы, таблицы Текстовые справочные материалы, таблицы, тексты для анализа Текстовые справочные материалы, таблицы КИМ (тесты, с выбором варианта ответа и с кратким ответом) Текстовые справочные материалы, таблицы, тексты для анализа 17 Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Мультимедиапроектор 2. Ноутбук