rp_ehlektiv_9_klass

Краснодарский край
муниципальное образование Староминский район
х. Восточный Сосык
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени Л.Д. Телицына.

Утверждено
решением педагогического совета
от 30.08. 2023 года протокол № 1
Председатель __________Беляев И.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку (элективный курс)
Уровень образования (классы): основное общее образование (9 класс)
Количество часов: 34 часа

Учитель: Сергеева Светлана Ивановна

Программа разработана на основе
авторской рабочей программы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.
Шанский,
Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина «Рабочие программы. Русский язык.
Предметная линия учебников под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова,
Л.А.Тростенцовой и других, 5-9 классы» - Москва: Просвещение, 2016
На основании ФГОС -2021 в соответствии с ФОП ООО

Пояснительная записка
В основу программы курса по выбору для учащихся 9 классов «Основы орфографии
и пунктуации: основы правописания» взята программа по русскому языку для 5-9-х
классов под редакцией М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская .Москва «Просвещение» 2016г.
Программа рассчитана на 17 часов.
Курс направлен на формирование практически важных умений и навыков, расширяет
и углубляет знания учащихся по русскому языку, формирует познавательную
самостоятельность, учитывает и развивает индивидуальные способности учащихся при
подготовке к основному государственному экзамену.
Ключевые компетенции курса по выбору.
Содержание курса отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода. В соответствии с этим у обучающихся
формируются и развиваются
коммуникативная и языковая (лингвистическая) компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая (лингвистическая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке
как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о
лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Доминирующей идеей учебного курса является интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие учащихся. Программа включает перечень лингвистических
понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые
отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает
условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся,
расширении и углублении лингвистической теории, что является основополагающим для
подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме.
Задачи курса:
• освоение знаний о принципах русской орфографии и пунктуации;
• овладение нормами русского литературного языка;
• обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи;
• формирование и совершенствование умений и навыков грамотного и свободного
владения устной и письменной речью;
• формирование орфографических и пунктуационных навыков.
Частные цели и задачи изучения курса по выбору «Принципы орфографии и
пунктуации: основы правописания»:
• подготовка учащихся к успешной сдаче государственных экзаменов за курс основной
школы: достижение средних показателей итоговой аттестации (успеваемость и
качество) не ниже средних показателей района;края.
• достижение показателя качества обученности на конец 2021-2022 учебного года в 9_
классе – 100__%
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся,
целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными
направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической
стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное

применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора
на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье
и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать
тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур)
становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений
и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и
обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в
орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь
между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты
орфограмм, пунктограмм и т.п.).
В результате обучения у учащихся укрепится уверенность в целесообразности
системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (так как
рассматриваются общие орфографические и пунктуационные закономерности).
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, так как домашние
задания предполагается совмещать с заданиями для учащихся по русскому языку.
Содержание курса по выбору
«Основы орфографии и пунктуации: основы правописания»
Тема №1. Принципы русской орфографии. Морфемы формообразующие
и
словообразующие
Тема №2 Звуки гласные и согласные. Обозначение мягкости согласных. Звуковое значение
букв Е, Ё, Ю, Я
Тема №3. Орфографический разбор слова
Тема №4. Приставки, оканчивающиеся на -3 и –С. Правописание приставок пре- и приТема №5. Безударные проверяемые гласные в корне слова. Проверяемые парные согласные
в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О, Е,
Ё, в разных морфемах.
Тема №6. Буквы А и О в корнях с чередованием. Буквы Е и И в корнях с чередованием
Тема №7. Правописание падежных окончаний имен существительных, прилагательных и
причастий. Правописание личных окончаний глаголов. Ь на конце слов после шипящих.
Тема №8. Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями. НЕ с
разными частями речи
Тема №9. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий
и деепричастий, наречий.
Тема №10. Слитные, раздельные и дефисные написания наречий, союзов и предлогов.
Правописание сложных слов.
Тема №11. Принципы русской пунктуации.
Тема №12. Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Тема №13. Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и
однородными членами.
Тема №14. Знаки препинания в предложении с обособленными членами.
Тема №15. Знаки препинания в сложном предложении.
Тема №16. Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения.
Тема №17. Предложения с прямой речью
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Основы орфографии и пунктуации: основы
правописания» учащиеся
должны знать
•
основные принципы русской орфографии и пунктуации;

•
основные единицы языка, их признаки;
•
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные);
уметь
•
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
•
владеть приемами лингвистического анализа;
•
создавать письменные высказывания на заданную тему;
•
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
•
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения
ее правильности, находить орфографические и пунктуационные ошибки и недочеты,
исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
•
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в
том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях
(компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими
умениями, навыками и способами деятельности:
- владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных
для учащихся сферах и ситуациях общения,
- сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация,
- информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы контроля.
Формы контроля знаний:
• словарный диктант,
• комплексный анализ текста,
• тестирование,
• опрос,
• зачёт.
Нормы оценивания.
Работа учащихся оценивается следующим образом:
• зачет
• незачет
«Зачёт» выставляется, если обучающийся выполнил все или большинство заданий, от
числа предложенных.
«Незачёт» выставляется, если обучающийся выполнил менее 50% предложенных
заданий.

№
п/п
1

2

3

4

5

Календарно-тематическое планирование курса по выбору
«Основы орфографии и пунктуации: основы правописания»
Дата
Колпроведения
Тема
во
Оборудование
часов
план
факт
Принципы русской орфографии.
1
Текстовые
Морфемы формообразующие и
справочные
словообразующие
материалы,
таблицы, тексты
для анализа
Звуки гласные и согласные.
1
Презентация
Обозначение мягкости согласных.
Текстовые
Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я
справочные
материалы,
таблицы
Орфографический разбор слова
1
Презентация
Текстовые
справочные
материалы,
таблицы
Безвариантное написание приставок.
1
таблицы
Приставки на -3 и –С. Правописание
тесты
приставок пре- и приБезударные проверяемые гласные и
1
парные согласные в корне слова.
Текстовые
Буквы Ы и И после Ц.
справочные
материалы,
таблицы

6

Буквы А и О в корнях с
чередованием. Буквы Е и И в корнях
с чередованием

1

7

Правописание падежных окончаний
имен существительных,
прилагательных, причастий. Личные
окончания глаголов.

1

8

Раздельное написание предлогов с
существительными и
местоимениями. НЕ с разными
частями речи.
Правописание суффиксов
существительных, прилагательных,
глаголов, наречий, причастий и
деепричастий.

1

Слитные, раздельные и дефисные
написания наречий, союзов и
предлогов. Правописание сложных

1

9

10

1

КИМ (тесты,
с выбором
варианта ответа
и с кратким
ответом)
Текстовые
справочные
материалы,
таблицы, тексты
для анализа

КИМ (тесты,
с выбором
варианта ответа
и с кратким
ответом)

11

слов.
Принципы русской пунктуации.

1

12

Синтаксический и пунктуационный
разборы простого предложения. Тире
между подлежащим и сказуемым.

1

13

Знаки препинания в предложениях с
обращениями, вводными словами и
однородными членами.

1

Знаки препинания в предложении с
обособленными членами.
Знаки препинания в сложном
предложении.

1

16

Синтаксический и пунктуационный
разборы сложного предложения.

1

17

Предложения с прямой речью

14
15

Текстовые
справочные
материалы,
таблицы

1

1
ИТОГО:

Текстовые
справочные
материалы,
таблицы
Текстовые
справочные
материалы,
таблицы, тексты
для анализа

Текстовые
справочные
материалы,
таблицы
КИМ (тесты,
с выбором
варианта ответа
и с кратким
ответом)
Текстовые
справочные
материалы,
таблицы, тексты
для анализа

17
Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Мультимедиапроектор
2. Ноутбук


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-861-535-36-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».