Краснодарский край Муниципальное образование Староминский район х.Восточный Сосык муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Л.Д.Телицына УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2023г. протокол №1 Председатель ______________ И.И.Беляев РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По кубановедению Уровень образования (класс) начальное общее образование, 3 кл. Количество часов 34 Учитель Рыбас Ольга Владимировна Программа разработана в соответствии и на основе Региональной программы по учебному предмету кубановедение для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края Е.Н.Еременко, М.В.Мирук, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко – Краснодар: Перспективы образования, 2018 год. Данная рабочая программа разработана на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 17.12.2010 г. №1897. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6 им. Л.Д.Телицына. 3.Региональной программы по учебному предмету «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: Еременко Е.Н., Мирук М.В., Зыгина М.Н., Шевченко Г.В., Краснодар: Перспективы образования, 2018г. 4. Письма МОН и МПКК №47-13834/16-11 от 08.08.2016 «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году». «Кубановедение» как учебная дисциплина имеет ярко выраженный интегративный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность дает ребенку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края. Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно – к жителям края. На изучение кубановедения в начальной школе выделяется 119 часов. В 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА. В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: - воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий; - воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края. Воспитательные результаты распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: - о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; - об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; -о природных, климатических условиях Краснодарского края; - об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми – учителями, родителями – как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает первое практическое применение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: - получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; - формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе; Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своем населенном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребенка; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; - на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путем наращивания изучаемой информации, за счет концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с охранением меры трудности изучаемого материала. В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района); - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий; -формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; - освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Планируемые предметные результаты. 3 класс учащиеся должны знать/понимать • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани; • природные явления, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края; • формы земной поверхности края; • разновидности водоёмов края; • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных; • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района; • фамилии и имена земляков - выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.; учащиеся должны уметь •устанавливать связь между разнообразием растительного и животного мира и рельефом местности; • различать особо охраняемые растения и редких животных; • ориентироваться по физической карте Краснодарского края; • объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей. Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей; • выполнения правил поведения во время стихийных бедствий; • соблюдения правил сбора грибов в своей местности; • правильного поведения у водоёма в разное время года; • бережного отношения к растениям и животным. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 класс (34 часа) Введение. Изучаем родной край (1 час). Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов). Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей (творческий проект). Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего (творческий проект). Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов). Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки – труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (творческий проект). Раздел 4.Духовные истоки Кубани( 4 часа). Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Содержание (разделы, темы) Коли Основное честв содержание по о темам часов всего Характеристика видов деятельности учащихся 3 класс (34 часа) Введение Изучаем родной край. 1 1 Нет в мире краше Родины нашей. Рельеф Краснодарского края. 10 Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. 1 Водоемы Краснодарского края. 2 Растительный и животный мир Кубани. 2 1 Кубань – территория 1 здоровья. Знакомство с целями, способами, средствами изучения кубановедения в 3 классе. Знать называние своего края. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины. Знакомство с основными формами поверхности территории Краснодарского края. Знакомство учащихся со стихийными бедствиями, характерными для Краснодарского края, а также правилами безопасного поведения во время стихийных бедствий. Характеризовать рельеф Краснодарского края (возвышенности, низменности, равнины, горы). Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края. Знакомство с различными видами водоемов Краснодарского края, их отличительными особенностями, обитателями. Знакомство с особенностями растительного и животного мира Краснодарского края; зависимость растений и животных от природных условий района их произрастания и обитания. Первоначальные сведения об особенностях развития спорта и Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края (дождь, ветер, снег, туман, гололед). Описывать одно из них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. Перечислять водоемы (моря, реки, озера, плавни, лиманы) Краснодарского края, показывать их на карте. Классифицировать водоемы (соленые и пресные). Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. Описывать растения и животный мир с опорой на карты- схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространенные на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, Красота окружающего мира. 1 Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). 2 Без прошлого нет настоящего. Лента времени. 9 Древние города. 1 1 История на карте. 2 Переселение казаков на Кубани. туризма в Краснодарском крае. Уточнение значения выражений «территория здоровья», «российская здравница. Знакомство с тем, как с помощью произведений искусства различных жанров можно передать красоту и многообразие окружающего мира и свое отношение к нему (эмоции, чувства). Развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, творческих способностей, инициативы и любознательности. используя свои наблюдения, материалы СМИ (в том числе Интернет). Знакомство с важными этапами и отдельными событиями истории Кубани. Установление хронологической последовательности исторических событий. Знакомство с понятие «историческая карта». Краткие сведения об истории основания древнегреческих городов Горгиппия и Гермонасса на территории Кубани. Первоначальные сведения об истории переселения казаков на Кубань, основании первых населенных пунктов, в том числе города Екатеринодара. Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант». Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать его. Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. Показывать на исторической карте пути переселения казаков. Описывать переселение казаков по представлению. Называть первые станицы и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населенного пункта. Чертить план (схему) своего населенного пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. С верою в сердце. 1 Знакомство с особенностями традиционной веры казаков, основными нормами религиозной морали. Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освещен храм (празднуется праздник) в своем городе (районе). Показ исторических Анализировать исторические факты, предметы, событий и их традиции, отраженные в символике края. Знать отражение в текст гимна Краснодарского края, правила официальной поведения во время исполнения гимна, символике поднятия и спуска флага. Краснодарского края. Знакомство с историей Оценивать духовно-нравственный смысл русско-адыгской понятия «дружба народов». Показывать на дружбы. карте Республику Адыгея и ее столицу. Описывать маршрут из своего населенного пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год основания Майкопа. Закрепление знаний, Отвечать на вопросы, выполнять задания, полученных в ходе подтверждая свои ответы текстом учебника, изучения главы через своими наблюдениями и исследованиями. организацию Планировать и реализовывать проект «Лента проектной времени». Анализировать картину художника, деятельности. высказывать свое мнение и аргументировать его. Символика Краснодарского края: история и современность. 1 Добрые соседи. 1 Без прошлого нет настоящего (проектная работа). 2 Казачьему роду нет переводу Твоя родословная 8 1 Знакомство учащихся Составлять рассказ об истории своей семьи с с элементарными опорой на план. Рисовать генеалогическое сведениями о дерево. Оформлять альбом «Моя родословная». родословной. Составление генеалогического древа семьи. Ты и твое имя. 1 Из истории кубанских фамилий. 1 Знакомство учащихся со значением часто встречающихся на Кубани имен и некоторыми традициями в выборе имени новорожденному. Знакомство с историей кубанских фамилий. Классификация фамилий по различным признакам. Семейные ценности. Мама. 1 Знакомство учащихся с этическим понятием «семейные ценности». Составление рассказа о своей маме. Рассказывать о своем имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имен. Составлять календарь с именами родных и друзей. Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матеряхгероинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. Знакомство учащихся Анализировать и устанавливать связь между с особенностями труда природно-климатическими условиями и быта жителей Краснодарского края и занятиями его жителей. Кубани. Рассказывать об известных людях труда – земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку. Твои земляки – труженики. 1 Кубанские умельцы. 1 Знакомство учащихся с народными ремеслами, распространенными на Кубани. Перечислять ремесла, распространенные на Кубани. Составлять рекламу изделиям народноприкладного искусства. Рассказывать, какими ремеслами владеют родные и близкие. Народные обычаи и традиции. 1 Казачий фольклор. 1 Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Перечислять основные виды фольклора, распространенные на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Казачьему роду нет переводу (проектная работа). 2 Продолжение начатого в 1 и 2 классах знакомства с народными традициями и обычаями на Кубани. Знакомство учащихся с основными жанрами фольклора, распространенными на Кубани. Проверка знания текста учебника и результатов наблюдений и исследований учащихся по теме «Казачьему роду нет переводу». Духовные истоки Кубани Святые источники Кубани 4 1 Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников. Карта святых источников края. Характеризовать понятие «святые источники». Выяснить духовный смысл православных праздников. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план ответа на заданную тему. Находить по карте святые источники края. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. 1 Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые Характеризовать понятие «храм», «иконостас». Выяснить устройство храма и его значение. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с мыслями и чувствами других людей. Совместно с учителем и одноклассниками Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать свое мнение и аргументировать его. Именины. 1 Подвиг материнства. 1 СОГЛАСОВАНО протокол №1 ШМО учителей начальных классов от « 25 » августа 2023 г. _________/_______________/ традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты). Что такое именины. День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы. Мама. Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья. составлять вопросы. план ответа на поставленные Характеризовать понятие «именины», «святые». Узнать традиции имянаречения. Познакомиться с мерными иконами. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с мыслями и чувствами других людей. Познакомиться с понятиями «материнский труд», «материнский подвиг», «многодетная семья». Узнавать о жизни и материнском подвиге Пресвятой Богородицы. Учиться уважительному отношению к материнскому труду. Рассказывать о труде своих мам. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________/ _______________/ « 29 » августа 2023 г.