Краснодарский край муниципальное образование Староминский район х. Восточный Сосык муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 имени Л.Д.Телицына Утверждено решением педагогического совета от 30.08.2023 года протокол № 1 Председатель __________Беляев И.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку элективный курс «Русское правописание» Уровень образования (классы): среднее общее образование (11 класс) Количество часов: 34 часа Учитель: Сергеева Светлана Ивановна На основании ФГОС -2021 в соответствии с ФОП ООО с учётом авторской рабочей программы Гольцовой Н.Г. «Программа курса «Русский язык. 10-11 классы» Базовый уровень. Москва: Русское слово, 2020 с учётом УМК под редакцией Гольцовой Н.Г. «Русский язык» 10 – 11 классы. Пояснительная записка • • • • Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.; авторская рабочая программа Гольцовой Н.Г. «Программа курса «Русский язык. 10-11 классы» Базовый уровень. Москва: Русское слово, 2020; Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку; Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по русскому языку Описание места учебного курса в учебном плане Учебный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе. Программа учебного курса предназначена для учащихся 11 класса базового уровня и, в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 6 имени Л.Д.Телицына, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Является продолжением курса «Орфография и пунктуация» для учащихся 10 класса. Так как темы, касающиеся орфографии, рассмотрены в 10 классе, в программе элективного курса 11 класса рассматриваются темы по пунктуации. Планируемые результаты изучения учебного предмета элективного курса «Орфография и пунктуация» в 11 классе Личностные результаты В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; •принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): •российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; •уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); •формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; •воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: •гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; •признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; •принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; •способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; •формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности; • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД: • выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; • спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: • выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; • развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: - использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; - использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; - создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; - правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; - создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; - сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; - использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; - извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; - преобразовывать текст в другие виды передачи информации; - выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; - соблюдать культуру публичной речи; - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; - использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; - анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); - отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; - использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; - иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; - проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; - сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; - владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; - создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; - соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; - соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; - осуществлять речевой самоконтроль; - совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; - использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; - оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Содержание учебного предмета - элективного курса «Орфография и пунктуация» в 11 классе 34 часа Речевой этикет в письменном общении (2 ч) Речевой этикет как правило речевого поведения. Особенности речевого этикета Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (2 ч) Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Разделы русской пунктуации. Основные функции пунктуационных знаков. Знаки препинания в конце предложения (1 ч) Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч) Знаки препинания между членами предложения Знаки препинания между однородными членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Однородные и неоднородные определения Обособленные члены предложения Обособленные определения Обособленные приложения Обособление обстоятельств Обособление дополнений Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Сравнительный оборот Вводные слова. Предложения с обращениями. Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч) Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений Знаки препинания между частями ССП. Употребление знаков препинания между частями СПП. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП. Грамматико-интонационный анализ сложных предложений Знаки препинания при сочетании союзов Сочетание знаков препинания. Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч) Прямая и косвенная речь Оформление на письме прямой речи и диалога Разные способы оформление на письме цитат Знаки препинания в связном тексте (3 ч) Связный текст Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста Обобщение и систематизация материала (2 ч) Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 11 класс (34 часа) № урока 1 2 3 Содержание (разделы, темы) Речевой этикет в письменном общении Речевой этикет как правило речевого поведения. Особенности речевого этикета Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Цель Колво часов 2 Рассказать о речевом этикете как компоненте культуры речи. 1 Познакомить с особенностями речевого этикета 1 Планируемые результаты Теория Практика Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.п. в письменной форме. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (сообщения, электронная почта, телефакс и др.) Уметь применять основные правила речевого этикета. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Знать: основные функции пунктуационных знаков. Принципы русской пунктуации Уметь: определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам Уметь применять основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, на тематических чатах Интернета 2 Дать сведения из исто-рии русской пунктуа-ции. Основное назначение пунктуа-ции – расчленять письменную речь для облегчения ёё понимания. 1 Разделы русской пунктуации. Основные функции пунктуационных знаков. 4 Знаки препинания в конце предложения Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения 5 6 Знаки препинания внутри простого предложения Знаки препинания между членами предложения 7 Знаки препинания между однородными членами предложения. 8 Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. 9 Однородные и неоднородные определения 10 Обособленные члены предложения Повторить разделительные, выделитель-ные знаки препина-ния, знаки заверше-ния: 1)знаки препина-ния в конце предложения; 2)знаки препинания внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предложения; 4)знаки препинания при передаче чужой речи; 5)знаки препинания в связном тексте 1 Знать основные функции пунктуационных знаков. Знать: предложение одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью. Уметь правильно применять знаки препинания. Обозначить основные функции пунктуационных знаков. Уметь: определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Смысловая роль многоточия Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. 1 Граница предложения, отражение ёё на письме. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. 1 13 Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами. Интонация перечисления Однородные члены, не соединённые союзом. Одно родные члены, соединённые неповторяющимися союзами. 1 Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Правила постановки тире. Интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой. Употреблять тире между подлежащим и сказуемым. Использовать составные именные сказуемые. 1 Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Уметь: интонационно правильно произносить предложения с однородными членами, выделять знаками препинания на письме. 1 Правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова Находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или передними), правильно расставлять знаки препина-ния; интонационно правиль-но произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. Различение однородных и неоднородных определений на основе семантикограмматической и интонационной харак-теристики предложе-ния и его окружения (контекста) Повторить знаки препинания в предложениях с обособленными 1 Основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных Умение отличать однород-ные определения от неоднородных и ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Определять роль однородных определений в раскрытии авторского замысла 1 Обособлениевыделение второстепенных Интонационно правильно произносить предложения с обособленны ми членами, членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами Повторить виды обособленных определений (согласованные и несогласованные). Способ выражения обособленного определения. Обобщить знания основных правил обособления определений и умения применять их на письме членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире определять их роль в предложении. Показывать графи чески интонацию обособления. 1 Знать распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные. Находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми Распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения. Объяснять условия обособления. Уметь применять знания на практике Согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочёты в построении предложений с обособленными обстоятельствами 11 Обособленные определения 12 Обособленные приложения Систематизировать знания об обособленном приложении 1 Правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову) 13 Обособление обстоятельств 1 Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенно-сти предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. 14 Обособление дополнений Систематизировать знания об основных правилах обособления обстоятельств и умения применять их на письме Способы выражения обособлен-ного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот) Смысловая и интонациионная характеристика предложений с обособленными дополнениями. 1 Виды уточняющих Дополнений, правила выделения уточняющих членов Умение выделять уточняющие члены в предложении, опираясь на семантико-интонационный анализ высказывания 15 Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. 1 Порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами Производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме. 16 Сравнительный оборот Формировать умение производить синтаксический разбор предложения с обособленными членами Систематизировать знания о постановке знаков препинания при сравнительном обороте. 1 Умение правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как. Сопоставительный анализ случаев выделения и невы-деления в письменной речи оборота со значением сравнения. 17 Вводные слова. Закрепить знания о групп пах вводных слов по значению. Виды вводных предложений. Частицы и наречия, не являющиеся вводны-ми словами. Знаки препинания при словах, 1 Знать принцип составления таблиц обобщающего характера. Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Интонационные и пунктуационные особенности предложе-ний с вводными словами. Семантикограмматические отличия вводных слов от созвучных членов Разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза. Выделять вводные слова знаками препинания. Определять текстообразующую роль вводных слов грамматически не связанных с члена-ми предложения. 18 19 Предложения с обращениями. Знаки препинания между частями сложного предложения Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений 20 Знаки препинания между частями ССП. 21 Употребление знаков препинания между частями СПП. 22 Семантикоинтонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП. 2324 Грамматикоинтонационный анализ сложных предложений Умение отличать обращение от созвучных слов Обращение в предложениях с прямой речью предложения. 1 Что такое распространённое обращение. Способы выражения обращения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Использовать распространённые обращения в речи. Интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией) 8 Научить видеть смысловое и стилистическое различие сложносочинённых предложений, соединённых разными сочинительными союзами 1 Знать: особенности строения ССП, СПП, БСП. Сложные предложения с разными видами связи. Уметь: различать смысловые и стилистические особенности сложных предложений Расширить знания обучающихся о сложносочинённом предложении; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. Закрепить знания учеников о сложносочинённом предложении; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. Авторское употребление знаков препинания Повторить типы простых предложений (двусоставных и односоставных). Научиться выделять границы предикативных частей Формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от их содержания и интонации, правильно расставлять знаки препинания 1 Знать сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными) Разделительные знаки препинания между частями сложно сочинённого предложения. Авторское употребление знаков препинания Уметь интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения. Правильно ставить знаки препинания в ССП. Уметь находить и классифицировать по значению союзы в сложносочинённом предложении. Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. 1 Знать графические обозначения СПП, основные союзные средства (союз и союзное слово) Уметь определять границы предикативных частей, правильно расставлять знаки препинания 1 Воспринимать предложения на слух. Производить анализ предложения, выявлять смысловые отношения между частями Уметь правильно интонировать бессоюзные сложные предложения в зависимости от смысловых отношений, выражаемых предикативными частями Формирование умения определять структуру сложных синтаксических конструкций и правильно расставлять знаки препина-ния в предложениях 2 Делать анализ многочленного сложного предложения с разнотипными связями. Определять количество предикативных частей Уметь делать грамматико-интонационный анализ сложных предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания указанной структуры 25 Знаки препинания при сочетании союзов 26 Сочетание знаков препинания. Повторить пройденное по теме; закрепить знания и умения. Стечение союзов в многочленных сложных предложениях с различными видами связи Формирование умения определять структуру сложных синтаксиче-ских конструкций и правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры Знаки препинания при передаче чужой речи Прямая и косвенная Систематизация знаний. Чужая речь, речь 1 Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, сочетание видов связи Уметь производить синтаксический разбор сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи 1 Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы Овладеть навыками составления линейных схем сложных предложений и конструировать их по заданным схемам 1 Знать: прямая речь, диалог, единицы прямой речи 3 28 Оформление на письме прямой речи и диалога Систематизация знаний. Прямая речь, диалог 1 Знать: структура предложений с прямой речью. Уметь выделять смысловые части текста и основные средства связи между ними, ставить знаки препинания при прямой речи Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. 29 Разные способы оформление на письме цитат Систематизация знаний. Стилистика: цитаты разных стилей 1 Знать: цитата, способы оформления цитат Уметь правильно расставлять знаки препинания при цитатах 1 Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилисти-ческой направленностью и единым эмоциональным настроем Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Средства связи частей текста при повествовании, описании, рассуждении 1 Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста Уметь определять стиль текста, тип речи, используемый в нём, находить средства связи частей текста, исправлять недочёты в его строении 27 прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь 30 Знаки препинания в связном тексте Связный текст 31 Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. 32 Абзац как пунктуационный знак, передающий структурносмысловое членение текста Обобщение и систематизация материала Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. 3334 3 Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средства связи частей текс-та. Типы и стили речи Научить анализировать текст с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания 1 2 Систематизация сведений о постановке знаков препинания 2 Уметь продуцировать тексты разных типов речи на заданную ему, высказывать своё отношение к фактам, явлениям, событиям, делить текст на абзацы. Итого: СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6 от «___» августа 2023 г. № 1 __________ Сергеева С.И 34 ч СОГЛАСОВАНО Заместитель директора во УВР ___________ Кошель Т.В. __________________ 2023 г.