rp_fgos-11_kl-rja-ehlektiv-2023

Краснодарский край
муниципальное образование Староминский район
х. Восточный Сосык
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени Л.Д.Телицына

Утверждено
решением педагогического совета
от 30.08.2023 года протокол № 1
Председатель __________Беляев И.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
элективный курс «Русское правописание»
Уровень образования (классы): среднее общее образование (11 класс)
Количество часов: 34 часа

Учитель: Сергеева Светлана Ивановна

На основании ФГОС -2021 в соответствии с ФОП ООО
с учётом авторской рабочей программы Гольцовой Н.Г. «Программа курса
«Русский язык. 10-11 классы» Базовый уровень. Москва: Русское слово, 2020
с учётом УМК под редакцией Гольцовой Н.Г. «Русский язык» 10 – 11 классы.

Пояснительная записка

•
•
•
•

Нормативные акты и учебно-методические документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Минобразования России от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от 29 декабря
2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.;
авторская рабочая программа Гольцовой Н.Г. «Программа курса «Русский язык. 10-11 классы» Базовый
уровень. Москва: Русское слово, 2020;
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных
организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку; Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена
по русскому языку

Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского
языка в 11 классе.
Программа учебного курса предназначена для учащихся 11 класса базового уровня и, в соответствии с
учебным планом МБОУ СОШ № 6 имени Л.Д.Телицына, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Является продолжением курса «Орфография и пунктуация» для учащихся 10 класса. Так как темы,
касающиеся орфографии, рассмотрены в 10 классе, в программе элективного курса 11 класса рассматриваются
темы по пунктуации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета элективного курса «Орфография и пунктуация» в 11 классе
Личностные результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность
и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
•принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и
компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
•российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
•уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг,
гимн);
•формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
•воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
•гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;

•признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения,
готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность
отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному
участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции;
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
•принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
•способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
•формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к
научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных
ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно

определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные
и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
• выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять
развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
• спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
• выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
• развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров
(тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой
принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с
выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания,
с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации,
определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические,
орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с
точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки
зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности
русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической
речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в
прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную
информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в
виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой
сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).
Содержание учебного предмета - элективного курса «Орфография и пунктуация» в 11 классе
34 часа
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правило речевого поведения.
Особенности речевого этикета
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (2 ч)
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Разделы русской пунктуации. Основные функции пунктуационных знаков.
Знаки препинания в конце предложения (1 ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения
Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч)
Знаки препинания между членами предложения
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных
членах.
Однородные и неоднородные определения
Обособленные члены предложения
Обособленные определения
Обособленные приложения
Обособление обстоятельств

Обособление дополнений
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Сравнительный оборот
Вводные слова.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений
Знаки препинания между частями ССП.
Употребление знаков препинания между частями СПП.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП.
Грамматико-интонационный анализ сложных предложений
Знаки препинания при сочетании союзов
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь
Оформление на письме прямой речи и диалога
Разные способы оформление на письме цитат
Знаки препинания в связном тексте (3 ч)
Связный текст
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста
Обобщение и систематизация материала (2 ч)
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
11 класс (34 часа)
№
урока

1

2

3

Содержание
(разделы, темы)
Речевой этикет
в письменном
общении
Речевой этикет как
правило речевого
поведения.

Особенности
речевого этикета

Пунктуация как
система правил
расстановки
знаков
препинания
Принципы русской
пунктуации:
грамматический,
смысловой,
интонационный.

Цель

Колво
часов
2

Рассказать о
речевом этикете
как компоненте
культуры речи.

1

Познакомить с
особенностями
речевого этикета

1

Планируемые результаты
Теория
Практика

Речевая ситуация и
употребление этикетных форм извинения,
просьбы, благодарности, приглашения и т.п.
в письменной форме.
Особенности речевого
этикета при дистанционном письменном
общении (сообщения,
электронная почта,
телефакс и др.)

Уметь применять основные
правила речевого этикета.
Речевой этикет в частной и
деловой переписке.

Знать: основные
функции
пунктуационных
знаков. Принципы
русской пунктуации

Уметь: определять
принадлежность предложения к
определённой синтаксической
модели по его смыслу,
интонации и грамматическим
признакам

Уметь применять основные
правила письменного общения
в виртуальных дискуссиях,
конференциях, на тематических
чатах Интернета

2

Дать сведения из
исто-рии русской
пунктуа-ции.
Основное назначение
пунктуа-ции –
расчленять
письменную речь для
облегчения ёё
понимания.

1

Разделы русской
пунктуации.
Основные функции
пунктуационных
знаков.

4

Знаки препинания
в конце
предложения
Предложение и его
основные признаки;
интонация конца
предложения

5

6

Знаки препинания
внутри простого
предложения
Знаки препинания
между членами
предложения

7

Знаки препинания
между
однородными
членами
предложения.

8

Интонационные и
пунктуационные
особенности
предложений с
обобщающими
словами при
однородных
членах.

9

Однородные и
неоднородные
определения

10

Обособленные
члены предложения

Повторить разделительные,
выделитель-ные
знаки препина-ния,
знаки заверше-ния:
1)знаки препина-ния
в конце предложения; 2)знаки препинания внутри простого
предложения; 3)знаки
препинания между
частями сложного
предложения; 4)знаки
препинания при
передаче чужой речи;
5)знаки препинания в
связном тексте

1

Знать основные
функции
пунктуационных
знаков.
Знать: предложение одна из основных
единиц синтаксиса,
выполняющая
коммуникативную
функцию и
характеризующаяся
смысловой и
интонационной
законченностью.

Уметь правильно применять
знаки препинания. Обозначить
основные функции
пунктуационных знаков.
Уметь: определять границы
предложения, используя
необходимые знаки завершения

Употребление точки,
вопросительного и
восклицательного
знаков в конце
предложения.
Смысловая роль
многоточия

Выбор знака препинания с
учётом особенностей
предложения по цели
высказывания и эмоциональной
окрашенности. Употребление
многоточия при прерывании
речи.

1
Граница предложения, отражение ёё
на письме. Знаки
препинания в начале предложения:
многоточие, кавычки, тире в диалоге.

1

13
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в
неполном
предложении;
интонационные
особенности этих
предложений.
Грамматические и
интонационные
особенности
предложений с
однородными
членами.
Интонация
перечисления
Однородные
члены, не
соединённые
союзом. Одно
родные члены,
соединённые
неповторяющимися
союзами.

1

Тире между
подлежащим и
сказуемым в простом
предложении. Правила
постановки тире.

Интонационно правильно
произносить предложения с
отсутствующей связкой.
Употреблять тире между
подлежащим и сказуемым.
Использовать составные
именные сказуемые.

1

Знать правило
постановки знаков
препинания при
однородных членах.
Однородные члены,
соединённые
двойными союзами.

Уметь: интонационно
правильно произносить
предложения с однородными
членами, выделять знаками
препинания на письме.

1

Правило постановки
знаков препинания
(двоеточия и тире) при
однородных членах с
обобщающим словом в
разных позициях;
способы выражения
обобщающего слова

Находить обобщающее слово и
определять его позицию (после
однородных членов или
передними), правильно
расставлять знаки препина-ния;
интонационно правиль-но
произносить предложения с
обобщающими словами при
однородных членах.

Различение однородных и неоднородных
определений на
основе семантикограмматической и
интонационной
харак-теристики
предложе-ния и его
окружения
(контекста)
Повторить знаки
препинания в
предложениях с
обособленными

1

Основные случаи
использования
неоднородных
определений в
качестве однородных

Умение отличать однород-ные
определения от неоднородных
и ставить знаки препинания
при однородных и
неоднородных определениях.
Определять роль однородных
определений в раскрытии
авторского замысла

1

Обособлениевыделение
второстепенных

Интонационно правильно
произносить предложения с
обособленны ми членами,

членами.
Интонационные
особенности
предложений с
обособленными
членами
Повторить виды
обособленных
определений
(согласованные и
несогласованные).
Способ выражения
обособленного
определения.
Обобщить знания
основных правил
обособления
определений и
умения применять их
на письме

членов предложения в
устной речи
интонационно, на
письме с помощью
запятых и тире

определять их роль в
предложении. Показывать
графи чески интонацию
обособления.

1

Знать распространённые
и нераспространённые,
согласованные и
несогласованные
Причастный оборот как
особая синтаксическая
конструкция.
Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного
оборотов.

Уметь характеризовать разные
признаки обособления:
смысловые, интонационные,
грамматические,
пунктуационные. Находить
определения, нуждающиеся в
обособлении, выделять их
запятыми

Распознавать приложение,
нуждающееся в обособлении,
выделять на письме
обособленные приложения.
Объяснять условия
обособления. Уметь применять
знания на практике
Согласовывать обстоятельство,
выраженное деепричастием, со
сказуемым, находить и
исправлять грамматические
недочёты в построении
предложений с обособленными
обстоятельствами

11

Обособленные
определения

12

Обособленные
приложения

Систематизировать
знания об
обособленном
приложении

1

Правила обособления
приложений
(постпозиция по
отношению к
определяемому слову)

13

Обособление
обстоятельств

1

Обособление обстоятельств, выраженных
одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом. Смысловые и
интонационные
особенно-сти
предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными
именем
существительным в
косвенном падеже.

14

Обособление
дополнений

Систематизировать
знания об основных
правилах
обособления
обстоятельств и
умения применять их
на письме Способы
выражения
обособлен-ного
обстоятельства
(одиночное деепричастие, деепричастный
оборот)
Смысловая и
интонациионная
характеристика
предложений с
обособленными
дополнениями.

1

Виды уточняющих
Дополнений, правила
выделения
уточняющих членов

Умение выделять уточняющие
члены в предложении, опираясь
на семантико-интонационный
анализ высказывания

15

Уточняющие,
пояснительные и
присоединительные
члены
предложения.

1

Порядок устного и
письменного
синтаксического
разбора
предложения с
обособленными
членами

Производить устно и
письменно синтаксический
разбор предложения с
обособленными
членами. Выделение голосом
при произношении и знаками
препинания на письме.

16

Сравнительный
оборот

Формировать
умение
производить
синтаксический
разбор
предложения с
обособленными
членами
Систематизировать
знания о
постановке знаков
препинания при
сравнительном
обороте.

1

Умение правильно ставить
знаки препинания в оборотах с
союзом как. Сопоставительный
анализ случаев выделения и
невы-деления в письменной
речи оборота со значением
сравнения.

17

Вводные слова.

Закрепить знания о
групп пах вводных
слов по значению.
Виды вводных
предложений.
Частицы и наречия,
не являющиеся
вводны-ми
словами. Знаки
препинания при
словах,

1

Знать принцип
составления таблиц
обобщающего
характера. Знаки
препинания в
предложениях со
сравнительным
оборотом.
Интонационные и
пунктуационные
особенности
предложе-ний с
вводными словами.
Семантикограмматические
отличия вводных слов
от созвучных членов

Разграничивать употребление
слова однако в качестве
вводного и в качестве
противительного союза.
Выделять вводные слова
знаками препинания.
Определять текстообразующую роль вводных слов

грамматически не
связанных с члена-ми
предложения.

18

19

Предложения с
обращениями.

Знаки препинания
между частями
сложного
предложения
Грамматические и
пунктуационные
особенности
сложных
предложений.
Виды сложных
предложений

20

Знаки препинания
между частями
ССП.

21

Употребление
знаков препинания
между частями
СПП.

22

Семантикоинтонационный
анализ как основа
выбора знака
препинания в БСП.

2324

Грамматикоинтонационный
анализ сложных
предложений

Умение отличать
обращение от
созвучных слов
Обращение в
предложениях с
прямой речью

предложения.

1

Что такое распространённое обращение.
Способы выражения
обращения. Интонационные и пунктуационные
особенности
предложений с
обращениями. Речевые
формулы обращений,
используемые в письменной речи.

Использовать
распространённые обращения в
речи. Интонационно правильно
произносить предложения с
обращениями (выделяя
обращения звательной
интонацией)

8

Научить видеть
смысловое и стилистическое различие
сложносочинённых
предложений, соединённых разными
сочинительными
союзами

1

Знать: особенности
строения ССП, СПП,
БСП. Сложные
предложения с
разными видами связи.

Уметь: различать смысловые и
стилистические особенности
сложных предложений

Расширить знания
обучающихся о
сложносочинённом
предложении;
совершенствовать
навыки постановки
знаков препинания в
ССП. Закрепить
знания учеников о
сложносочинённом
предложении;
совершенствовать
навыки постановки
знаков препинания в
ССП. Авторское
употребление знаков
препинания
Повторить типы
простых
предложений
(двусоставных и
односоставных).
Научиться выделять
границы предикативных частей
Формировать умения
устанавливать смысловые отношения
между частями
бессоюзного сложного предложения в
зависимости от их
содержания и
интонации,
правильно
расставлять знаки
препинания

1

Знать сложносочинённые предложения с
союзами (соединительными, противительными, разделительными)
Разделительные знаки
препинания между
частями сложно
сочинённого
предложения.
Авторское
употребление знаков
препинания

Уметь интонационно
правильно произносить
сложносочинённые
предложения.
Правильно ставить знаки
препинания в ССП. Уметь
находить и классифицировать
по значению союзы в
сложносочинённом
предложении.
Синтаксические синонимы
сложносочинённых
предложений, их текстообразующая роль.

1

Знать графические
обозначения СПП,
основные союзные
средства (союз и
союзное слово)

Уметь определять границы
предикативных частей,
правильно расставлять знаки
препинания

1

Воспринимать
предложения на слух.
Производить анализ
предложения,
выявлять смысловые
отношения между
частями

Уметь правильно интонировать
бессоюзные сложные
предложения в зависимости от
смысловых отношений,
выражаемых предикативными
частями

Формирование
умения определять
структуру сложных
синтаксических
конструкций и
правильно расставлять знаки
препина-ния в
предложениях

2

Делать анализ
многочленного
сложного предложения
с разнотипными
связями.
Определять
количество
предикативных частей

Уметь делать грамматико-интонационный
анализ сложных предложений,
состоящих из трёх и более частей,
и выбор знаков препинания внутри
сложной синтаксической
конструкции. Уметь производить
синтаксический разбор и
конструировать сложные

предложения с разными видами
связи, ставить знаки препинания

указанной структуры

25

Знаки препинания
при сочетании
союзов

26

Сочетание знаков
препинания.

Повторить пройденное по теме;
закрепить знания и
умения. Стечение
союзов в
многочленных
сложных предложениях с различными
видами связи
Формирование
умения определять
структуру сложных
синтаксиче-ских
конструкций и
правильно
расставлять знаки
препинания в
предложениях
указанной структуры

Знаки препинания
при передаче
чужой речи
Прямая и косвенная Систематизация
знаний. Чужая речь,
речь

1

Структура сложного
предложения с
разными видами
союзной и бессоюзной
связи, сочетание видов
связи

Уметь производить
синтаксический разбор
сложных предложений с
различными видами союзной и
бессоюзной связи

1

Знаки препинания в
предложениях с
различными видами
связи. Сочетание
знаков препинания.
Сочинительные и
подчинительные
союзы

Овладеть навыками
составления линейных схем
сложных предложений и
конструировать их по заданным
схемам

1

Знать: прямая речь,
диалог, единицы
прямой речи

3

28

Оформление на
письме прямой
речи и диалога

Систематизация
знаний.
Прямая речь,
диалог

1

Знать: структура
предложений с прямой
речью.

Уметь выделять смысловые
части текста и основные
средства связи между ними,
ставить знаки препинания при
прямой речи
Применять правила постановки
знаков препинания в
предложениях с прямой речью.

29

Разные способы
оформление на
письме цитат

Систематизация
знаний.
Стилистика:
цитаты разных
стилей

1

Знать: цитата, способы
оформления цитат

Уметь правильно расставлять
знаки препинания при цитатах

1

Связный текст как
совокупность предложений, объединённых
одной мыслью, общей
стилисти-ческой
направленностью и
единым эмоциональным
настроем

Определять тип и стиль текста,
создавать тексты разных стилей
и типов речи. Средства связи
частей текста при
повествовании, описании,
рассуждении

1

Стили речи. Сфера
употребления, задачи
речи, языковые
средства, характерные
для каждого стиля.
Основные жанры
стилей
Абзац как
пунктуационный знак,
передающий
структурно-смысловое
членение текста

Уметь определять стиль текста,
тип речи, используемый в нём,
находить средства связи частей
текста, исправлять недочёты в
его строении

27

прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь

30

Знаки препинания
в связном тексте
Связный текст

31

Поиски
оптимального
пунктуационного
варианта с учётом
контекста.

32

Абзац как
пунктуационный
знак, передающий
структурносмысловое
членение текста
Обобщение и
систематизация
материала
Тренинг в формате
ЕГЭ. Индивидуальная
коррекция ошибок.

3334

3
Систематизация
сведений о признаках
текста, теме и основной мысли связного
высказывания, средства связи частей
текс-та. Типы и стили
речи
Научить анализировать текст с точки
зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами
общения и задачами
речи.
Систематизация
сведений о признаках
текста, теме и
основной мысли
связного
высказывания

1

2
Систематизация
сведений о
постановке знаков
препинания

2

Уметь продуцировать тексты
разных типов речи на заданную
ему, высказывать своё
отношение к фактам, явлениям,
событиям, делить текст на
абзацы.

Итого:

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 6
от «___» августа 2023 г. № 1
__________

Сергеева С.И

34 ч

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора во УВР
___________

Кошель Т.В.

__________________ 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7-861-535-36-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».